Статья 205-я в Уголовном кодексе Украины, которая ранее позволяла государству проводить проверки и обыски на предприятиях, руководство которых заподозрить в фиктивном предпринимательстве, крайне редко использовалась для того, чтобы довести дело до наказания виновных – в основном эту статью использовали для взимания взяток, которые в бюджет не попадали.
Об этом в комментарии сообщил финансовый аналитик, экономист Алексей Кущ.
«Согласно данным единого государственного реестра судебных решений, в 2016-2018 годах по статье 205 ККУ было вынесено 368 судебных решений, из которых – 3 оказались оправдательными, 40 – обвинительными и 325, то есть подавляющее большинство, в виде утверждения соглашений о признании вины, когда сами доказательства судом не рассматривались», – сказал он.
По мнению эксперта, данная статья служила чаще для улучшения статистики правоохранителей по раскрываемости преступлений финансового характера.
«Наши силовые органы вели себя как фото-охотники: поймали, сфотографировали и отпустили. При этом в основном обвиняемые приговаривались судом к выплате штрафа, и за период 2016-2018 гг. так в госбюджет от этих штрафов поступило около 6,5 млн гривен. Это приблизительно цена одной машины, на которой один из подозреваемых приезжал в суд. Можно представить себе только масштаб того «финансового айсберга», который ушел в виде взяток и мзды», – сказал А.Кущ.
Напомним, 18 сентября Верховная Рада Украины поддержала во втором чтении законопроект №1080 “О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовно-процессуальный кодекс Украины об уменьшении давления на бизнес”.
За документ проголосовали 347 парламентариев. Следует отметить, этот проект закона был определен Президентом Украины Владимиром Зеленским как неотложный. В частности, предусматривается внести изменения в Уголовный кодекс Украины, согласно которым исключить статью 205 УК Украины, которой признается уголовно наказуемым создание или приобретение субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц) с целью прикрытия незаконной деятельности или осуществления видов деятельности, в отношении которых существует запрет.
Также документом повышается размер сумм фактического непоступления в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей для установления наличия признаков составов уголовных преступлений, предусмотренных ст. 212 Уголовного кодекса Украины.