В конце февраля стало известно, Геннадий Корбан стал владельцем доли Дмитрия Зинченко в компании ООО «ЗТ-Инвест». В эту компанию входит сеть «Цитрус». Дмитрию Зинченко принадлежала половина компании, а причиной продажи стал якобы рейдерский захват компании со стороны другого совладельца, Григория Топала.
В ООО «ЗТ-Инвест» заявили, что все ровно наоборот и что будут покупку Корбана оспаривать в суде – якобы Корбан купил свою долю «скрытым способом». Получится ли у второго владельца компании оспорить продажу – большой вопрос. А понять, почему перспективы судебного разбирательства для Григория Топала не радужны, поможет краткая биография Геннадия Корбана, который, в том числе, прославился в качестве специалиста по поглощению предприятий.
Геннадий Корбан родился в 1970 году в Днепропетровске, в семье советских инженеров. Закончил школу, попытался поступить на философский факультет Ростовского института, но неудачно. Скорее всего, дело не в низком интеллектуальном уровне Корбана, а в пресловутой «пятой графе» (в советских анкетах в нее вписывалась национальность) и отсутствии рекомендаций от компартии. Высшее образование пришлось получать уже после службы в армии.
В 1991 году Корбан начал работать брокером на Московской бирже, через год вернулся на родину и создал брокерскую контору «Украина». В 1994 году учредил инвестиционную компанию ОАО «ИК Славутич Капитал». С 2001 года – председатель наблюдательного совета ОАО «Южный горно-обогатительный комбинат».
С 2005 года вошел в состав наблюдательного совета Укрнафты, занялся приватизацией, торговле ценными бумагами, а также строительством крупных офисных и торговых центров в Киеве и в Днепропетровске. В 2014-2015 годах был заместителем у главы Днепропетровской ОДА Игоря Коломойского. В том числе с усилиям последнего и Игоря Корбана связывают тот факт, что Днепропетровск стал одним из центров сопротивления России, а сама область не стала очередной «ДНР».
«Корбан в 2014-2015 годах, по сути, стал главным организатором нераспространения российской агрессии вглубь Украины. Почему я на все суды над Корбаном ходил? Потому что у него огромные заслуги перед Украиной. Да, приходилось не в белых перчатках работать, но это война, это защита государства в тяжелейших условиях. А в Донецке и Луганске таких корбанов и коломойских не оказалось…», – заявил тогда советский диссидент и политзаключённый Степан Хмара.
Заслуги Корбана в отстаивании украинской государственности не вызывают сомнений, чем бы они не были вызваны. Такое было время, что многие влиятельные люди делали выбор – спасать себя и свой бизнес в Украине или же пытаться влиться в орбиту «русского мира». Так что тут интересы Корбана и Украины совпали.
Но, несмотря на эти заслуги, нельзя забывать и о другом Корбане – жестоком, прагматичном бизнесмене, который так же не боится снимать перчатки в бизнес-делах, как не боялся их снимать в борьбе с сепаратистами. А по упорным слухам в 2014 году на Днепропетровщине появилось много неизвестных могил борцов за «русский мир».
Как уже упоминалось, Геннадий Корбан, и он сам этого не скрывает, является «специалистом по недружественному поглощению предприятий». Иными словами – рейдерству. В качестве такового его отмечал и Игорь Коломойский, когда Корбан с ним сотрудничал: «Корбан был довольно хорошо известен, особенно в бизнес-кругах. Уже в середине нулевых у него была слава главного специалиста в Украине по недружественным поглощениям, говоря простым языком – рейдера. В отличие от расхожего мнения, он никогда не входил в группу «Приват». Но «приватовцы» чаще других пользовались его услугами».
Начал свою деятельность на этом поприще Геннадий Корбан еще в 1999 году, когда по приглашению Льва Черного он занимался приватизацией Николаевского глиноземного завода – юридическим сопровождением, работой с акционерным капиталом, управлением предприятием. Кроме того, в активе Корбана – такая же работа с коксохимом имени Калинина, заводом имени Петровского, Баглейским, Днепродзержинским коксохимическими комбинатами, Южным, Ингулецким, Центральным горно-обогатительными комбинатами, десятком облэнерго, Укртатнафтой, Укрнафтой, Одессанефтепродуктом и т. д. «Везде моей задачей были оптимизация и налаживание бизнес-процессов», – заявил Корбан в одном из интервью.
Что характерно, Корбану было совершенно безразлично, с кем вести дела. Главное – хороший гонорар. Основным работодателем выступал будущий олигарх Игорь Коломойский, который медленно подминал под себя нефтегазовую отрасль и ввел соратника в 2005 году в наблюдательный совет Укрнафты. Но если следовало предложение от конкурентов, отказа обычно не следовало. Так, например, Ринат Ахметов также получил неоценимую помощь профессионального рейдера в процессе расширения металлургической империи.
Кроме славы удачливого рейдера, принесла эта деятельность Корбану и своеобразное признание от тех, чьи предприятия он «оптимизировал». В 2006 году на него совершили покушение из-за конфликта вокруг рынка «Озерка»: в Днепропетровске обстреляли машину Корбана. Его там не было, но тяжёлые ранения получил охранник. Непосредственный исполнитель Арсен Джамбураев и организатор Лом-Али Гайтукаев были задержаны и осуждены за свои преступления, но заказчика следствие так и не установило.
В 2010 году в результате взрыва в кафе в Днепропетровске бизнесмена ранили вместе с его партнером, вице-президентом промышленно-финансовой группы «Спарта» Геннадием Аксельродом.
Всенародная слава пришла к Корбану в 2014 году. Правда, его начало он вынужден был пропустить – находился в Израиле у сестры, скрываясь от еще одного известного персонажа, Александра Вилкула, который до Евромайдана был руководителем Днепропетровской ОГА и вице-премьером у Азарова. Но Революция и война смешали все в раскладах Днепропетровщины и Корбан вернулся туда в марте 2014-го. Замом нового «губернатора» Коломойского, о чем мы уже упоминали. Заслуги этой парочки в отстаивании своей и соседней Запорожской областей от быдла с автоматами, возомнившего себя «чегеварами русского мира», были столь высоки, что центральная власть долгое время закрыла глаза как на методы борьбы с этими местными «моторолками», так и на другую деятельность Корбана, которая часто велась теми же методами, но с защитой Родины уже ничего общего не имела.
Тучи над ним начали сгущаться после скандальнейших избирательных кампаний, которые провел Корбан в Чернигове на 205 округе и в Киеве, во время выборов мэра. Даже прожженные и закаленные в электоральных боях отечественные политтехнологи теряли дар речи от того, что происходило в Чернигове.
К раздаче денег, продуктов и прочим методам подкупа избирателей Украина давно уже привыкла, но кандидаты все это делают все-таки стараясь соблюсти хотя бы видимость приличий. Корбан же занимался подкупом столь откровенно и нагло, что закрепил за собой прозвище «Генерал Гречка». Фантастические очереди за пайками, которые открыто раздавал Корбан в Чернигове, облетели все телеэкраны страны.
В Киеве Корбан тоже прославился как человек, выбросивший на кампанию колоссальные деньги и раздавший сотни тонн «гречки», но набравший всего чуть больше двух процентов голосов.
Чернигов, расписание выдачи продуктов от Корбана избирателям
Может, эта вся вакханалия и сошла бы ему с рук, если бы не рассорившийся на тот момент с Порошенком Коломойский. Участие Корбана в выборах на Банковой посчитали наступлением на власть, а формы проведения избирательных кампаний Корбана дали возможность немного «наехать» на последнего.
В 2015 году Геннадия Корбана арестовала СБУ и увезла в Чернигов, в СИЗО. Ему предъявили обвинения по четырём статьям Уголовного кодекса: 255 («Создание организованной преступной организации»), 191 («Присвоение, растрата имущества»: по факту хищение средств из «Фонда обороны страны»), 349 («Задержание представителя власти или сотрудника правоохранительных органов в качестве заложника» – по факту похищения главы Государственного земельного агентства Сергея Рудыка и секретаря Днепропетровского городского совета Александра Величко), 289 («Похищение автомобильного транспорта»).
Судебный процесс на деле оказался фарсом со всех сторон – в итоге все ограничилось полутора годами условно за похищение Сергея Рудика, «шестерки» Левочкина, присланной последним заменить областное руководство Госкомзема. Сам же подсудимый дал мастер-класс как минимум по симуляции – Корбан регулярно симулировал сердечные приступы, к нему в суд приезжала «Скорая», адвокаты кричали о «негуманности» и «попытках убийства» и так далее. Правоохранители тоже отметились: Корбана тайно вывозили из больниц и препровождали в различные СИЗО, причем на этом пути он неоднократно исчезал из поля зрения родных и адвокатов. Шоу смотрела вся страна.
Что интересно – во время всей этой возни Генеральная прокуратура Украины сообщила об изъятии в ходе обысков дома у Геннадия Корбана платежки о выплатах денежных средств депутатам Верховной Рады Украины и схемы рейдерских захватов предприятий. Кроме того, Генпрокуратура подозревала партию «Украинское объединение патриотов» («Укроп») в выплате денег депутатам Верховной Рады Украины Борису Филатову, Андрею Денисенко, Виталию Куприю и Владимиру Парасюку за срыв заседаний судов на основании обнаруженной «черной бухгалтерии», где отмечены расходы на финансирование указанных депутатов. Но эта информация как-то потом потихоньку потерялась. А жаль – вся эта шобла якобы «патриотов» откровенно отрабатывала чьи-то деньги. И было бы интересно знать – чьи и за что.
В общем, суд стал натуральным фарсом, закончившись таким же фарсовым приговором.
Корбан после освобождения из зала суда мгновенно скрылся в Израиле. Опять отсидевшись у родственников, Корбан в конце 2017 года вернулся на родину. И почти моментально вступил в конфликт со своим бывшим патроном Игорем Коломойским, над которым уже начали сгущаться тучи как со стороны тогдашнего президента Порошенко, так и со стороны Минфина США.
В следующем году Геннадий Корбан опять втянулся в политику, теперь уже совместно с давним конкурентом и оппонентом Коломойского, Борисом Филатовым (впрочем, оказалось, что Филатов на самом деле контролируется ни кем иным, как Корбаном). Для Филатова Днепропетровск тоже был вотчиной, а с 2015 года он был его главой. В свое время они все работали вместе в Днепропетровской ОГА и имели совместные интересы в бизнесе, но позже что-то не поделили и рассорились с Коломойским.
В прошлом году Корбан принял участие в избирательной кампании Филатова, который баллотировался на пост городского главы Днепра и, в пику бывшему партнеру обоих Коломойскому, который активно противостоял Филатову, используя весь свой медиа-ресурс, помог последнему выиграть выборы. Кроме того, Корбана, наряду с Филатовым, называли «кошельком» партии «ПроПозиція», которая позиционировалась как «партия мэров». И в этой ипостаси он опять схлестнулся с Коломойским, который сманил многих потенциальных партийцев в свой проект «За Майбутнє». Филатов называет его «один бородатый олигарх». И пусть партия Корбана и Филатова из-за проекта Коломойского «За Майбутнє» и вынуждена была сузить поле своей деятельности, но в Днепре последний все же получил оглушительную оплеуху: Филатов выборы выиграл.
В связи с этими выборами, которые также отличались «засеванием гречки» и угрозами оппонентам, что есть фирменным стилем Корбана, на свет вылезло то, что давно известно в узких кругах: истинным хозяином Филатова называют Корбана. А последнего – «кукловодом» Филатова.
И связывают их не только совместный бизнес и рейдерские захваты, а и откровенный криминал. Обеим припомнили, что методы, которыми они действовали в 2014-м против сепаратистов, были опробованы ими раньше, против своих конкурентов и даже компаньонов. По данным ряда СМИ, еще в 2009 году Корбан и Филатов взорвали Вячеслава Брагинского, на которого был оформлен ряд фирм, отжатых перед этим у владельцев. И Брагинский имел неосторожность вступить в конфликт с Корбаном.
А в 2102 году в центре Днепропетровска был расстрелян еще один компаньон Корбана – Геннадий Аксельрод. Тот самый, с которым двумя годами ранее пытались взорвать вместе с Корбаном. Но на это раз упорные слухи возлагали вину за его смерть на Корбана и Филатова. Слухи остались слухами – решений суда по этим смертям нет. Но методы, которыми давили сепаратистов в 2014 году, не с неба же упали? Кто-то же их отстреливал и отлавливал? Простая логика подводит к печальному осознанию того факта, что слухи о том, что ОПГ Корбана тогда просто переориентировалась на другие задачи, далеко не слухи. Других объяснений нет. А что эти задачи были выгодны на тот момент государству, так такие совпадения часто бывают. Почитайте историю любой революции и войны. Там еще не такое можно вычитать.
Кроме этих политических телодвижений, о Корбане в последние пару лет было слышно мало. Если не считать гибели его сына в конце прошлого года. Но, как бы мы лично не относились к самому Геннадию Олеговичу, ловить хайп на этой трагедии считаем подлостью. Упоминаем о ней лишь для того, чтобы не было пробелов в его биографии.
Сенсацией же последних дней стала покупка Корбаном доли в упоминаемом ООО «ЗТ-Инвест», которому принадлежит сеть «Цитрус».
Что там произошло на самом деле, пока непонятно. Но, что бы ни заявлял владелец другой половины бизнеса о поданном иске в суд и незаконности покупки Корбана, у него теперь впереди весьма занимательный отрезок жизни. Ибо Геннадий Корбан, в первую очередь, – жестокий и хваткий бизнесмен, специалист по недружественному поглощению предприятий. И методы он особо не выбирает, что можно прочитать между строчками его биографии. А если этого мало – пообщаться с теми, кто его знает лично.