Здраво рассудив, что “стыдно — у кого видно”, Ахметов закрыл балаган имени Янины Соколовой на своем свежезапущенном новостном канале “Украина 24”. Это стало очередным “лучиком дружбы” не просто в направлении всей нынешней власти, которая отчаянно спасает дефолтный ДТЭК, а персональным прогибом перед главой Офиса президента, который взял на себя функции главного переговорщика с Кремлем.
Хотя на прошлой неделе Ахметову не удалось назначить на пост министра энергетики лояльную ему Ольгу Буславец, а Fitch снизил рейтинг “ДТЭК Энерго” до дефолтного, неделя закончилась для самого богатого украинца в целом на мажорной ноте. Во-первых, советником нового премьер министра Дениса Шмыгаля, вылезшего из недр ДТЭК, стал еще один ринатовский выкормыш Игорь Маслов, который работает в энергохолдинге Ахметова еще с тех времен, когда Уважаемый официально отрицал какое-либо к нему отношение (был такой себе “Сервис-Инвест”, которым официально управляли ныне беглые братья Клюевы).
Во-вторых, под предлогом эпидемии COVID-19 Кабмин Шмыгаля обязал поставлять газ на ТЭС Рината Ахметова по специальным ценам для населения. Ранее “ДТЭК Востокэнерго” перестала оплачивать газ, который отбирает для производства тепла и электроэнергии на Луганской ТЭС, используя для несанкционированного отбора топлива решение суда. С 1 февраля объем неуплаченного отбора газа в денежном эквиваленте уже достиг 318 млн гривен. Еще 707 млн гривен компания Ахметова должна НАК “Нафтогаз Украины” за поставки газа в 2019 году.
Теперь этот странный аукцион невиданной госщедрости Шмыгаль решил расширить на все тепловые электростанции страны, использующие газ. По странному стечению обстоятельств, все они принадлежат Ахметову.
Судя по всему, борьба за интересы ДТЭК станет главным смыслом существования Кабинета министров Украины, покуда его возглавляет Денис Шмыгаль. Все ресурсы бюджета и госмонополий будут брошены на спасение крупнейшего частного энергохолдинга страны. И, соответственно, здесь нас не ожидают, какие-либо неожиданные повороты сюжета: украинские власти будут упорно заливать дефолт ДТЭКа деньгами налогоплательщиков. Ринат, тяжело вздыхая, будет покупать новые виллы, бизнес-джеты и бразильцев. C’est La Vie.
Гораздо интереснее развивается сюжет на другом фланге бизнес-интересов Уважаемого Как известно, в мае 2019 года госисполнитель по требованию связанных с группой “Приват” Игоря Коломойского и партнеров структур наложил арест на 99,77% акций “Проминвестбанка” которые принадлежат российскому государственному Внешэкономбанку.
После этого были предприняты неоднократные попытки принудительно продать эти акции на аукционах в пользу структур Коломойского, которые в итоге увенчались успехом на аукционе 4 марта. ЗАО “Альтана Капитал” по поручению ООО “ФК “Фортифай” на торгах ПФТС приобрело 99,7726% акций ПИБа, а 6 марта был заключен договор купли-продажи ценных бумаг.
Однако, данный факт не вызвал у Бени никакой радости и удовольствия. 10 марта Хозсуд Киева в качестве обеспечения иска связанной с Коломойским компании “Крым Дивелопмент” к ПАО “Проминвестбанк” принял решение об аресте акций и имущества банка. Стало очевидно, что согласно меткому выражению самого олигарха, он “отхряпал висяк” и пакет ушел на сторону.
И вот сегодня стало известно, что счастливый новый обладатель практически 100-процентного пакета акций Проминвестбанка финансовая компания “Фортифай”, несмотря на запрет Хозсуда Киева, все-таки умудрилась оплатить этот пакет. Однако гораздо интереснее нежели сам факт проведения данной транзакции, стали связи финкомпании, созданной в июне 2019 года на чье-то 45-летие. (вангуем — речь идет о Саше Вилкуле, родившемся 24 мая 1974 года в Кривом Роге)
Выяснилось что владельцем ФК “Фортифай” с момента ее создания попеременно являются приятель гендиректора управляющей компании Рината Ахметова “СКМ” Олега Попова Сергей Фаткуллин и директор по развитию новых направлений бизнеса все того же СКМ Николай Нестеренко.
Более того, “Альтана Капитал” (создававшаяся как “Керамет Инвест” первого гендиректора СКМ Игоря Прасолова), через которую приобретался контрольный пакет Проминвестбанка, является не только фондовым брокером СКМ, но и фронтирует интересы Рината Ахметова в ряде проектов, где он исходя из требований антимонопольного законодательства не может светиться. Например, на Днепровском коксохимзаводе или “Донецкстали”.
Конечно можно предположить, что это некий гешефт на стороне господ Попова и Нестеренко, которые на старости лет решили вложить заработанные в СКМ миллионы во что-нибудь более приличное. Однако, для испуганных по жизни “шестерок” Ахметова заедаться с Беней, с одной стороны, а с другой — с прежним хозяином Проминвестбанка в лице государства-агрессора — как-то не по чину.
Очевидно, что без одобрения хозяина такие схемы не лепятся. Тем более, что в данном случае интерес его более чем очевиден. Для Ахметова это возможность вернуть в зубах одной из башен Кремля утраченный было контрольный пакет Проминвестбанка, параллельно поломав заведомо враждебную России схему Коломойского. Функция рассказать о молодецкой удали Рината как раз лежит на Андрее Ермаке который явно поставил свою политическую судьбу на нормализацию отношений с Путиным. Но это стратегически.
Тактически, пакет Проминвестбанка в руках менеджеров СКМ — это хороший козырь в переговорах с Внешэкономбанком о судьбе его еще одного украинского актива “Индустриального союза Донбасса”. “Метинвест” Ахметова уже раздерибанил Днепровский меткомбинат ИСД. Однако, ему необходимо легитимизировать status quo, не допустив в будущих “мирных реалиях” корпоративной войны. Кроме того, “Метинвест” заинтересован в остальных предприятиях бывшей донецкой корпорации: как на оккупированной территории (Алчевские меткомбинат и коксохимзавод), так и в Восточной Европе. В частности, в конце февраля Антимонопольный комитет Украины изучал варианты опосредованного приобретения Metinvest B.V (Нидерланды) активов в виде целостного имущественного комплекса компании ISD Huta Częstochowa Sp. z o.o. w upadłości (Ченстохова, Польша).
Поломать всю эту намечающуюся благодать в украинских судах способен лишь Коломойский. В идеале — в пакете со сносом Ермака.