Саботаж реформам Нефедова или «карантинный» привет старой команды

Недавнее увольнение министров правительства Дениса Шмыгаля – Ильи Емца и Сергея Уманского продемонстрировало скрытые глубинные процессы, которые идут на уровне управленческой вертикали во многих ведомствах.

Одним из последних кадровых решений уже экс-министра финансов Сергея Уманского, было представление в Кабинет Министров на увольнение председателя налоговой и председателя таможенной службы Максима Нефедова. Это был эмоциональный выпад «дембельского аккорда» Уманского или продуманным политическим шагом с его стороны, мы попытаемся разобраться постепенно. Но на фоне борьбы с эпидемией, усилением мер по пресечению коронавируса, этот случай выпал из информационного пространства, так же быстро, как и был в него вброшен, и стал почти незаметным. А зря… Ведь связь между курсом доллара, сокращением расходов бюджетных программ развития регионов, опрокидывания налогового ига на местные бюджеты, депутатская битва за рынок земли и сумма на карточном счете каждого украинца, зависит от фискальных ведомств и среды, в которой работают таможня и налоговая.

Мы решили сначала разобраться с таможней Нефедова, поскольку количество упоминаний о таможне, контрабанду масок, ввоз тестов и другого медицинского оборудования, суммарно превышают количество самых больных коронавирусом. Критика и требования освобождения Нефедова звучат как правило с одного информационного поля. Уйдя, как говорят охотники, «на звук», группа журналистов получила интересные выводы и неожиданные результаты только промониторив инфопространство за последние 4 месяца, сопоставляя события и факты жизни разных персонажей. Дело в том, что за несколько дней до освобождения, Игорь Уманский инициировал назначение на должность советника Министра финансов Украины на общественных началах Анатолия Макаренко. Как внештатный советник, Макаренко получил неслыханные неофициальные права, среди которых были получения информации об обращении внешней торговли, служебных документов, участия в совещаниях и официальных встречах. Выглядело, честно как статус «смотрящего» от Уманского. Не говоря о том, что такие действия выходили за пределы полномочий советника внештата, назначение на эту должность Макаренко стало результатом длительной, кропотливой операции с участием многих лиц.

Начиная реформу Новой таможни, Нефедов черпал информацию о процессах и фигурантах таможенных схем из разных источников. Он сам заявлял, что проводил встречи с широким кругом лиц, иногда совершенно сомнительных, понимая при этом риски двусмысленной трактовки любого контакта. Ведь желающих найти «дорогу» к Председателю Новой таможни было множество. Еще в октябре-ноябре 2019 депутаты комитета таможенной и налоговой политики Верховной Рады, прибегнув к тактике «принуждение» Нефедова к переговорам, начали атаку по поводу невыполнения налоговых поступлений в бюджет еще неработающего ведомства, поскольку ни одна таможня не была зарегистрирована.

Изучение депутатских запросов, обращений, стенограмм заседаний указывают на одно: депутатов совсем не интересовали укрепление курса гривны, падение торговли между Украиной и Россией, солнечные панели или пошлину на импорт товаров из Евросоюза. Главное, что интересует народных избранников (и не только) – кадровые вопросы, потому что каждый хочет иметь влияние на кусок границы или таможенного терминала.

В большинстве, претензии к таможне звучали на каналах, которые принадлежат к сфере интересов самих членов комитета. Причем, спектр их политических взглядов совершенно разный. Это и бенефициары монобильшинства, равно как и Опоблоку Медведчука. В потоке информационных поводов отслеживалось одно – все они написаны профессиональным языком, который известен незначительному кругу специалистов. Количество блоггеров, спикеров, пишущих о таможне небольшой, но один из них – Анатолий Макаренко – несомненный лидер. Цель деятельности Анатолия Макаренко проста, как слеза, к которой он мастер доводить женщин своими эпическими речами вышколенного КГБешного замполита: подконтрольные кадры, которые держат на пульсе деятельность импортеров, а те, в свою очередь аккумулируют кэш.

Навязывание выгодных решений, подходы к нужным депутатам, врожденный авантюризм, что подкрепился тюремной закалкой, превратили «дядю Толю» в игрока-тяжеловеса, который в среде не очень опытных молодых чиновников решил сорвать банк. Правда, со второй попытки, потому что первый раз, когда он хотел стать советником главы СБУ, ставка не сыграла. Говорят, что собственная безопасность СБУ положила на стол Баканову старую справку о деятельности Макаренко, от которой у него запотели очки. Умея играть свою игру в длинную, кантора «сбросила» проект Макаренко на Минфин. И Уманский согласился на эту историю при определенных условиях.

После запуска Новой Таможни в декабре 2019 года, господин Макаренко рисковал потерять свои позиции и давние финансовые потоки, ведь политика главы Новой Таможни Максима Нефедова предусматривала полную замену руководящего состава центрального аппарата Гостаможслужбы и таможен. И здесь Анатолий Викторович отработал создание собственной золотой акции под боком Нефедова – «подшитого» через своих людей, нового заместителя – специфического кадра и хорошего парня из Закарпатья – Роберта Зелди (кличка Робик) главная задача которого – сбить Нефедова.

Стадия «инициации» Робика состоялась на этапе спецпроверки на допуск к государственной тайне. Дело в том, что имея венгерские корни, Зелди получил венгерское гражданство до вхождения на госслужбу. Но условием назначения на должность категории «А» высшего госкорпуса, есть подтверждение исключительно гражданства Украины. По странному стечению обстоятельств, Роберт Зелди выезжал в Венгрию на встречу земляков и попал в поле зрения не только венгерской спецслужбы, которая тщательно изучает контингент из Украины, но и работников Посольства Украины в Венгрии, которые по своему назначению тоже фиксируют возможные контакты венгерских украинцев. Поэтому, через свои связи в СБУ, Макаренко как потенциальный советник Председателя спецслужбы, «помог» Зелди решить недоразумение с венгерским паспортом. В обмен на лояльность и участие в мероприятиях по дискредитации Нефедова.

В дальнейшем, именно благодаря Робику, в ряды Новой Таможни был пролоббирован и главный экземпляр музея таможенного дела и хороший друг Анатолия Макаренко и заодно и земляк Зелди – Анатолий Иштванович Сербайло. Бывший работник Чопской таможни, друг и знаток схем замены фур и Карнет ТИРов, в свое время люстрированный за работу на Калетника и Януковича даже возглавил Департамент организации таможенного контролю, наладив основные схемы и контроль над контрабандными потоками Закарпатья. Рассказывая о проблемах запуска таможен, терминалы и гарантии, сложные комплексные задачи, которые могут решить только «профессионалы», два Анатолия (Сербайло и Макаренко) оперативно организовали и ввели ежемесячный сбор в Киеве и Закарпатье из магазинов беспошлинной торговли, таможенных терминалов, таможенных складов, экспресс перевозчикам и восстановили такие специфические схемы, как прерванный транзит и контрабанда сигарет. О последней схеме договоренность состоялась во время визита Зелди и Сербайло в Закарпатье в начале марта 2020 года. С тех пор, партии сигарет идут без сбоев. Хотя всем данная поездка подавалась как встреча с братьями – венграми и решения проблем перевозчиков.

Параллельно с запуском мутных тем, проводилась компания дискредитации Нефедова на примере вывоза масок через подконтрольную Макаренко и СЕРБАЙЛО Киевскую и Закарпатскую таможни, организация митингов у здания таможни в Киеве на улице Дегтяревской «обиженных» работников закрытых таможенных терминалов, где оформлялись тонны контрабанды и массированная атака депутатов через СМИ.

Дав добро на новые-старые схемы с одной стороны, обставив Нефедова своим заместителем Зелди, с другой, Макаренко и Сербайло по состоянию на март 2020 вышли на финишную прямую, целью которой было установление полного контроля над службой с бюджетом в 400 млрд. гривен. Но здесь сыграл роль чудо-случай. Министр финансов Уманский был отправлен в отставку… Чтобы выполнить взятые на себя обязательства по командной дискредитации реформ Нефедова, Уманским подписано представление на увольнение Нефедова и назначения главой Новой таможни Роберта Зелди.

Кто входит в команду таможенных «минеров» и подводников речь пойдет позже, но очевидно одно – проводить реформы в Украине не только сложно, но и опасно. Количество авантюристов от власти зашкаливает показатели любой эпидемии.