После того, как больше года назад мировое сообщество взбудоражила новость о публикации панамских документов, журналисты слили очередную порцию конфиденциальной информации под названием «Paradise Papers».
Документы «Paradise Papers» («бумаги с райских островов», «райские бумаги», «райские документы») свидетельствуют, что наиболее богатые люди мира вывели в оффшоры в различных островных государствах почти € 8 трлн.
Realist собрал рейтинг самых известных и влиятельных персон, чьи фамилий фигурируют в документах «Paradise Papers».
О минимизации налогообложения. Допустим, бизнес организовывает ряд операций через оффшорные юрисдикции, делая из них центр прибыли. Это действительно незаконно. Но на сегодняшний момент глобально растет прозрачность и все сложнее и сложнее использовать оффшорные юрисдикции для минимизации налогообложения. Раскрытие информации о собственниках — часть глобальной войны с использованием трансфертного ценообразования через оффшоры.
О скандалах. Наше законодательство достаточно неплохо все регулирует. Но у наших госорганов не всегда хватает знаний и компетенций, чтобы все контролировать. При этом законы о трансфертном ценообразовании у нас есть. И в принципе, по нашему опыту, на рынке происходит огромнейший прогресс в этом вопросе. Фактически все старые схемы структурирования оффшоров, которые применялись еще пять лет назад и по поводу которых возникают скандалы, уже практически не работают.
Все скандалы базируются на сделках, происходивших достаточно давно. Еще тогда, когда это работало в другом формате. Наше законодательство проходит синхронизацию с глобальным, появляются системы мониторинга за отмыванием средств; компаниям, у которых есть иностранные юрисдикции, нужно доказывать обоснованность этих юрисдикций. Мы как государство находимся на правильном пути.
Большинство людей не понимает, не знает, что это такое оффшоры, в результате чего происходит много манипуляций и как следствие — «охота на ведьм». Сейчас многие бизнесмены официально регистрируют оффшорные компании на себя. Это разрешено законодательством. Для украинского бизнеса возможности свободного обращения капитала существенно ограничены, и наши бизнесмены используют холдинговые и оффшорные юрисдикции, чтобы получит такую возможность, пусть не всегда официально и прозрачно. Есть запрет на инвестирование за пределы Украины, запрет на трансфер капитала; когда это нельзя сделать в правовом поле, бизнес находит обходные пути.
Нельзя сказать, что все бизнесмены-негодники, как часто это подают, которые якобы не хотят платить налоги в Украине. Видимо, в Украине не созрели до конца условия. Часто бизнесмены уходят в зарубежную юрисдикцию, где налоги выше. Но там безопаснее. Бизнес готов платить за безопасность. Если ему здесь небезопасно, он выносит бизнес в иностранную юрисдикцию, а здесь ведет операционную работу. Этот процесс имеет две стороны медали: да, бизнес должен чувствовать социальную ответственность и платить налоги здесь, но и государство должно создать безопасные условия для работы бизнеса.