Санкционная политика Украины усилиями руководства государства превращается в инструмент пиара и применяется как повод для громких заявлений с сомнительной правовой основой. Ярким примером этого стало недавнее решение СНБО о применении санкций против Виктора Януковича, Сергея Аксенова и Натальи Поклонской.
Интересный перечень
Совет национальной безопасности и обороны в пятницу, 19 марта 2021 года применил в отношении 27 человек, как заявлялось, максимальный объем санкций.
Секретарь СНБО Алексей Данилов назвал следующие фамилии:
Абисов Сергей Вадимович, бывший «министр внутренних дел по Республике Крым»;
Азаров Николай Янович, экс-премьер-министр Украины;
Аксенов Сергей Валерьевич, «глава Республики Крым»;
Бобков Александр Михайлович, народный депутат Украины 7-го созыва;
Грицай Валерий Николаевич, «заместитель начальника полиции МВД по Республике Крым»;
Затулин, Константин Федорович, директор Института стран СНГ;
Зима Петр Анатольевич, экс-начальник ГУ СБУ в г. Севастополь;
Иванцов Андрей Геннадиевич, «заместитель Министра внутренних дел по Республике Крым»;
Кирилин Олег Геннадиевич, «заместитель министра внутренних дел по Республике Крым»;
Колесниченко Вадим Васильевич, народный депутат Украины 5-7 созыва;
Константинов Владимир Андреевич, «глава Госсовета Республики Крым»;
Курченко Сергей Витальевич, олигарх;
Кусюк Сергей Николаевич, экс-заместитель командира ЧОП «Беркут»;
Лебедев Павел Валентинович, экс-министр обороны Украины;
Пасечник Леонид Иванович, глава незаконного вооруженного формирования «ЛНР»;
Пиддубов Александр Александрович, начальник оккупационного «УМВД России по городу Севастополю»;
Поклонская Наталья Владимировна, незаконно избранный депутат Госдумы РФ;
Пшонка Виктор Павлович, бывший генеральный прокурор Украины;
Саламатин Дмитрий Альбертович, экс-министр обороны Украины;
Соркин Игорь Вячеславович, бывший председатель Национального банка Украины;
Табачник Дмитрий Владимирович, экс-министр образования и науки Украины;
Ткаченко Николай Николаевич, бывший «начальник Управления МВД России по Керчи»
Федорян Николай Аурелович, бывший заместитель начальника ГУ МВД Украины в АР Крым;
Фиськов Николай Николаевич, «заместитель главы МВД ЛНР»;
Черпицкий Александр Зиновьевич, бывший заместитель министра обороны Украины;
Чичелимова Ольга Анатольевна, бывшая начальница Управления кадрового обеспечения ГУ МВД Украины в АР Крым;
Янукович Виктор Федорович, экс-президент Украины.
Всех этих «жертв санкционного геноцида» не жалко. А вот чего жаль – так это времени и усилий, затраченных государством на лишенные смысла и сомнительные с юридической точки зрения решения СНБО.
Проигнорирован закон
Для начала, вспомним, к кому могут быть применены санкции? К иностранцам и лицам без гражданства, говорит Закон Украины о санкциях. Впрочем, тот же закон предусматривает одно исключение – субъекты, которые осуществляют террористическую деятельность, могут попасть под санкции независимо от гражданства. Но кого мы видим в санкционном списке двадцати семи? За исключением россиянина Затулина – это все граждане Украины. Бежавших в Россию после революции Достоинства, или пошедших на сотрудничество с российскими оккупантами в Крыму и на Донбассе.
Секретарь СНБО Алексей Данилов отдельно подчеркнул, что 99% из названных граждан Украины сейчас уже имеют российское гражданство. Зачем сделан этот акцент? Не для того ли, чтобы придать этим санкциям правовой вид – мол, применяем санкции против иностранцев, как закон требует?
Но разве президент своим указом прекращал гражданство Украины для Януковича, Азарова, Аксенова, Поклонской и других фигурантов списка?
Отметим, что в 2017 году народный депутат Сергей Лещенко уже делал запрос в Администрацию президента именно по Наталье Поклонской. Из ответа следовало, что украинское гражданство Поклонской президент не прекращал.
Напомним, что по закону есть несколько оснований для прекращения гражданства Украины. Во-первых, это собственно ходатайство гражданина, который постоянно проживает за границей. И здесь, чисто гипотетически, Виктор Янукович или Николай Азаров могли пойти в консульство Украины в Ростове или Москве и подать соответствующее заявление. Но это была бы новость, о которой мы должны были бы знать.
Во-вторых, среди оснований для потери гражданства есть два пункта, которые некоторым фигурантам подходят: добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства и добровольное вступление на военную службу другого государства. Однако в любом случае, указов президента о прекращении гражданства фигурантов санкционного списка-27 нет – во всяком случае, в открытом доступе.
На всякий случай Центр журналистских расследований обратился в Офис президента с запросом о том, подписывал ли президент Украины указы о прекращении гражданства фигурантов последнего санкционного списка. С нетерпением ждем ответа.
Но по закону – Янукович, Поклонская или Аксенов могут приобрести гражданство хоть Российской Федерации, хоть Королевства Саудовской Аравии, или Северной Кореи, пусть даже Галактической империи Ситхов – для украинской правовой системы они остаются исключительно гражданами Украины – пока не будет указа президента о прекращении их гражданства.
К тому же, большинству фигурантов списка Россия предоставила гражданство всем скопом в 2014 году, как жителям Крыма после оккупации. И Украина этого гражданства не признает – это указано на законодательном уровне. А если так, то санкции на фигурантов списка можно наложить только как на субъектов, осуществляющих террористическую деятельность.
Но терроризм – это вполне конкретная совокупность действий, которые описываются статьями 209-1 и 258 и 258-1-5 Уголовного кодекса. И по этим статьям являются подозреваемыми или осужденными далеко не все фигуранты списка. Например, Абисову, Аксенову и Поклонской о подозрении в ст. 258 (террористический акт) украинская прокуратура сообщала, а Николаю Азарову и Вадиму Колесниченко – нет. Почему тогда к ним применены санкции? Ни секретарь СНБО Алексей Данилов, ни глава СНБО президент Зеленский в своих выступлениях этого не объяснили.
Хорошо забытое старое
В то же время, в выступлении президента звучало странное сообщение для западных партнеров Украины:
«Мы ожидаем и поддерживаем введение санкций в отношении отдельных лиц со стороны Европы, США или других международных партнеров», – сказал Зеленский.
Зачем ожидать таких действий со стороны Европы и США, если они уже давно применили санкции в отношении многих фигурантов списка-27, не дожидаясь, пока это сделает Украина? Неудивительно, что президент этого не знает. Но похоже, президент не знает не только о западной санкционной политике, но и об украинской тоже.
«Логично, что и Украина вводит такие санкции. И странно, что это не делали начиная с 2014 года», – заявил Зеленский о списке-27.
При том, что как минимум к девяти фигурантам этого списка Украина уже применяла санкции – и к некоторым неоднократно.
Например, бессрочные санкции действуют в отношении так называемого «министра внутренних дел по Республике Крым» Сергея Абисова, его заместителя Олега Кирилина и незаконно избранной депутатом Госдумы Натальи Поклонской.
В 2022 году истекает трехлетний срок санкций для директора института стран СНГ Константина Затулина и главаря так называемой «ЛНР» Леонида Пасечника. В 2021 году завершаются три года санкций в отношении олигарха Сергея Курченко, так называемого спикера Госсовета Крыма Владимира Константинова, экс-руководителя Севастопольского главка СБУ Петра Зимы и оккупационного премьера Крыма Сергея Аксенова, фамилия которого в украинском санкционном списке была указана не по украинскому паспорту – Аксенов – а транслитерацией с русского – «Аксьонов». Так же упорно Аксенова там записали «гражданином РФ».
Кстати, когда санкции к Аксенову были применены в 2018 году, Центр журналистских расследований делал запрос в СНБО и администрацию президента, чтобы получить разъяснения именно по тем вопросам, на которые нет ответа и сейчас.
В аппарате СНБО, секретарем которого был тогда Александр Турчинов, на впрос ответили, что применяют санкции к Аксенову из-за терроризма, а вопрос о российском гражданстве и об искаженной фамилии вообще проигнорировали.
Но главный вопрос в том, какова цель санкций в отношении фигурантов списка-27? Какие активы Аксенова или Колесниченко в Украине власть хочет заблокировать? Какие капиталы Поклонской, Зимы или Абисова хочет удержать в Украине? Какие финансовые операции остановить? Или государственных наград этих предателей без санкций нельзя лишить?
Кстати, как раз государственных наград их можно было бы и лишить в рамках уголовных производств и осуждения за совершение тяжких преступлений против национальной безопасности Украины. Однако, за исключением Януковича, украинская Фемида до сих пор ни одного “не догнала”.
Складывается устойчивое впечатление, что санкции для нынешнего руководства государства – это не инструмент для внедрения экономических и административных ограничений, а какой-то квази-религиозный ритуал. Этакая гражданская анафема, которую накладывают на еретиков, чтобы произвести неизгладимое впечатление на паству. Конечно, фигуранты этого санкционного списка реагируют как в известном анекдоте: «Пока меня нет – можете меня даже побить». Это было бы смешно, если бы популистские стремления руководства государства не превращали и без того несовершенный механизм санкций в посмешище.
Чтобы применять санкции там, где они уместны, нужна кропотливая профессиональная работа по выявлению оснований, разоблачению вредной экономической и политической деятельности потенциальных фигурантов, их слабых и больных мест. Но значительно проще устроить на СНБО цирк с конями и Поклонской. Вот только время, затраченное на этот спектакль, уже не вернешь.
Санкционный инструментарий Украины давно нуждается в замене и нужной заточке – и вместе с тем ответственного отношения со стороны руководства государства. И использование его для пиар-мероприятий лишь дискредитирует и обесценивает украинские санкции.