Секс и другие скандалы Слуг народа: стоит ли Зеленскому беспокоиться о рейтинге

1 ноября, на пресс-конференции в медиацентре «Информатор Киев» политологи подвели итоги уходящей недели и рассказали, что дало Зеленскому проведение форума в Мариуполе и посещение зоны ООС, и какие скандалы в парламенте запомнились.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ В МАРИУПОЛЕ

Политолог и аналитик Фонда общественной дипломатии Александра Решмедилова рассказывает, что Форум во многом был маркером международных встреч.

«Я бы процитирована премьер-министра Гончарука, который дал интервью во время ток-шоу телеканала «1+1» и сделал такое заявление: «Просто поверьте. Нас ждет экономический рост и вливания инвестиций». Это явно не та команда, которая будет бить аргументом, цифрами, фактами, показателями. Здесь все воспринимается на интуитивном и эмоциональном уровне, на веру.

Чувствительным был вопрос ведущей к министру развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофею Милованову относительно сокращения 18 тысяч чиновников в райгосадминистрациях. Его спросили, куда пойдут эти люди. Говорят, что будут государственные программы, полгода будут выплачивать содержание, искать им другие варианты. Вопрос в другом: перенаправить их в коммерческий сектор будет практически невозможно, потому что бизнеса в регионах почти нет. Квалифицированные кадры, которые могли быть им полезны, столкнуться с большой проблемой дальнейшего трудоустройства. Практических рекомендаций Кабинета Министров мы не увидели. Чувствительным остается вопрос рынка земли.

Решил ли форум в Мариуполе эти сложные вопросы? Он скорее их оголил. Пока вряд ли мы видим, что власть делает серьезные шаги по укреплению экономики. Это сказывается и на трудовом ресурсе. Нововведения, связанные с Трудовым кодексом, очень сильно ограничивают в правах трудящихся, а не защищают их. Это инновации в плане большой приватизации, что может заходить иностранный капитал, а внутренний инвестор будет не конкурентоспособен. Это и рынок земли, и ряд других моментов, указывающих, что нас впереди ждет истощение экономики, а не ее наполнение и усиление. Я считаю, что рано пока говорить, что инвестиционный форум в Мариуполе – это большая победа. Возможно, для новой власти это локальная маленькая победа. В масштабах государства – это не так», — анализирует Александра Решмедилова.

Кандидат политических наук, политолог Алексей Якубин говорит о том, что один из ключевых мотивов проведения инвестиционного форума в Мариуполе для Зеленского был связан с тем, что он сейчас пытается проводить линию президента-миротворца:

«Форум в Мариуполе, в близости от линии разграничения, проходит для того, чтобы развеять многие обвинения о том, что сейчас происходит разведение войск в Золотом и скоро в Петровском должно начаться, и это не безопасно, создает разные проблемы, возможные обострения.

Зеленский этим форумом показывает, что теперь власть действительно готова заниматься Донбассом не на словах, а на деле. Когда планировался форум, уже был расчет, что встреча в нормандском формате должна будет к тому времени произойти, возникнут договоренности о законе об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, уже будет некая дорожная карта. И тут проводится форум, на котором можно думать о том, чтобы искать источники финансирования для реконструкции Донбасса в контексте миротворческих инициатив. Не совсем так получилось. Встречи в нормандском формате пока не произошло. Точно мы можем говорить, что встреча произойдет до конца года.

Зеленский достаточно подробно остановился на принципах, как он понимает реинтеграцию Донбасса. Он говорил о том, что язык ненависти должен уйти. Это должно стать и своеобразной основой для работы СМИ. Также Зеленский говорил, что Украина готова более активно информационно настраивать на волну единства наших граждан, оставшихся на неподконтрольных территориях. Он очертил принципы, которые являются понятными и здравыми. Должна происходить смена информационной политики. Разведение войск ведет к деэскалации. Регион должен быть демилитаризирован. Как результат, это должно вести к усилению интеграционных процессов и возвращению Донбасса в Украину. Другое дело – как это будет выполняться и сколько времени займет. У Зеленского думали, что все это можно сделать намного быстрее».

«Я НЕ ЛОХ»: РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЕЗДКИ ЗЕЛЕНСКОГО НА ПЕРЕДОВУЮ

«Я думаю, разведение войск имеет смысл в том, что это действительно приведет к уменьшению эскалации на линии разграничения. Сейчас разведение происходит только на трех километрах. Вся линия разграничения – это более 400 км. Разведение происходит зеркально, с двух сторон. Есть уже статистика по Золотому, что там нет стрельбы. Первая идея – сделать так, чтобы перестали стрелять. И чтобы угрозы для жителей разграничения (около 100 тыс. человек) снизить в разы. Второй нюанс – создать деэскалированную обстановку для дальнейшего обсуждения мирного плана, — говорит Алексей Якубин.

Также он добавил, что в Золотом был ассиметричный шаг в стиле Зеленского: «Он пообщался со многими людьми на линии разграничения в Золотом, где все поддерживали разведение сил, кроме приехавшей группы, которая там была, где прозвучала сакраментальная фраза «я не лох» и так далее. В этих вещах мне показалось, что Зеленский вел себя достаточно естественно. Он смог этой информацией переломить повестку, связанную с Золотым. Повестка обсуждалась в контексте приезда туда представителей «Нацкорпуса». Но говорили о Зеленском, его общении с людьми. Этими вещами он во многом выбил карты из рук противников», — утверждает политолог.

«Слово «лопух» и остальные эпитеты, которые Владимир Зеленский к себе употреблял на этой неделе, станут довольно красочными и, наверно, запомнятся. Хотя, смотря такую интенсивную повестку дня, боюсь, что все эти перлы будут отходить как анекдот одного дня или одной недели, а дальше уже не актуально. Большое количество мемов, реакции в соцсетях. У нас достаточно бурно и активно высмеивают все эти скандалы. Повлияют ли они на рейтинг власти? Давайте не забывать, что всего лишь на прошлой неделе у нас был Полиграф Полиграфович. Мы уже забыли, это отошло и никого особо не интересует», — рассказывает Александра Решмедилова. Также она добавляет, что скандалы с парламентариями отвлекли внимание общественности от поездки президента на зону разграничения и голосования Рады за разделение «Нафтогаза».

СКАНДАЛЫ С НАРОДНЫМИ ДЕПУТАТАМИ

«Когда появляются какие-то скандалы, интриги, расследования, особенно на почве Эроса и Танатоса, приходят на помощь все средства массовой информации, которые достаточно широко тиражируют переписки депутатов при большом зуме. Г-н Яременко (народный депутат) отличился многократно. Тут и сама вопиющая ситуация, и реакция на нее, опровержения, извинения. Несколько серий этого «сериала» позволили не сходить с первых полос этой истории целых три дня. Все СМИ только этим и были заняты. Это достаточно хорошо сместило скандальные видео с передовой, где был президент. Его переговоры с людьми форме с оружием и без оружия», — заметила Александра и призвала зрителей мыслить критически, чтобы видеть картину со всех сторон.

Скандал с Яременко смог отвлечь даже от фразы «Я не лох».

Алексей Якубин уверяет, что власть большинство своих шагов сверяет с социологией: «Я думаю, что и Дмитрий Разумков, и фракция «Слуга народа» понимают, что если все будет идти в сторону понижения рейтинга, то парламент может быть назначен главным виновником всех проблем. Зеленский на своем пресс-марафоне не скрывал, что «через годик-полтора мы и парламент перезагрузим». Мне кажется, что в «Слуге народа» сейчас идут процессы образования различных групп влияния. По голосованию мы видим, что группа Коломойского уже имеет свой голос. Если посмотрим по голосованию за снятие неприкосновенности с Дубневича, то те депутаты «Слуги народа», которых условно можно отнести к этой группе, не голосовали. Я думаю, для Коломойского было важно показать, что ключевые голосования в Раде возможны при учете интересов его группы. Давайте посмотрим, будет ли Дубневич сидеть, будет ли справедлив судебный процесс по этому делу и получит ли что-то бюджет от этих процессов. Ключевой вопрос антикоррупционной борьбы состоит в том, чтобы мы с вами видели это в бюджете. Это будет некий тест и для Генпрокуратуры, и для актикоррупционных органов. С другой стороны, голоса за снятие неприкосновенности с Дубневича дали «Голос» и «Батькивщина».

Чем закончилась ситуация с Яременко? Внутри самой партии «Слуга народа» уже есть 2 тенденции. Это идея о том  (Разумков и Корниенко), что «Слуга народа» не должна применять санкции, что это частная переписка, имеет право и т.д. Есть позиция (Арахамия), что минимальное наказание, которое должен понести Яременко – уйти с поста главы комитета или его можно вообще из фракции исключить. Сам Яременко – депутат-мажоритарщик от Киева. Даже если его исключат из фракции, он все равно останется депутатом, хоть и с намного меньшим влиянием. Глава фракции Давид Арахамия считает, что фракции «Слуге народа» не надо брать на себя токсичный имидж, а стоит показать самоочищение. Сам факт того, чем занимался депутат в рабочее время, как пытался это оправдать, это не личное. Депутат должен понимать, что он и его семья будут постоянно находиться под прессингом софитов камер и не избегут того, что будут говорить и выяснять информацию о нем», — отмечает Алексей Якубин.

ОТДАЛЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЧЛЕНСТВА В НАТО

Прозвучало заявление Генсека НАТО Столтенберга о том, что двери НАТО открыты для всех. В выступлениях и Президента Украины и Столтенберга мы увидели некий свет в конце тоннеля. Похоже, мы все-таки будем находиться в состоянии ожидания, потому что эти заявления выглядят пока больше, как надежда. Прямых рекомендаций по срокам, конкретным моментам выполнения мы не услышали. О Плане действий по членству в НАТО нам тоже пока говорить рано, особенно имея локальный военный конфликт. Мы не увидели, что от НАТО прозвучали конкретные предложения о помощи: обучение, инструкторы, стандартизация.

Идет нахлест позиций предыдущей власти (евроинтеграция, НАТО), и тут Зеленский словно продолжает этот курс. Хотя позиционирование было другое. Когда у нас в Конституции закрепляются вопросы по поводу ЕС и НАТО – это мина политических циклов, тяжелое наследие. Это те вопросы, которые не консолидируют, а разъединяют. А нам надо минимизировать это. Предыдущая власть думала, что она обезопасит таким образом, чтобы курс был только на Запад. С другой стороны, если прописать это в Конституции, ближе оно не станет», — уверена Александра Решмедилова.