Украинцы всегда славились крепкими семейными ценностями, но то, что творит в Харькове заместитель прокурора области и, как пишут СМИ, без пяти минут новый областной прокурор Станислав Муратов, может удивить привычных и к правовому беспределу, и к беззастенчивой коррупции украинцев.
По информации СМИ, одним из важнейших покровителей Муратова в Киеве выступает советник Генерального прокурора Ирины Венедиктовой Евгений Устименко. Устименко сам родом из Харькова, сын бывшего члена Высшей квалификационной комиссии судей, по информации СМИ, является близким другом и кумом Муратова. О близости Устименко к Венедиктовой свидетельствует тот факт, что она забрала его с собой в Офис генпрокурора из Государственного бюро расследований. И хотя Устименко старается лишний раз не светится, к нему у общественности накопились некоторые вопросы, связанные с возможной коррупцией. Во всяком случае, состояние советника Генпрокурора и его родственников явно не соответствует задекларированным доходам. Но если посмотреть на доходы и состояние Муратова и его семьи сразу видно, чем они с Устименко так близки.
Станислав Муратов, которого сейчас активно сватают на должность главного прокурора области, работает в системе прокуратуры всю свою жизнь, а в харьковской областной прокуратуре уже 10 лет. И живет он, надо признаться, в материальном плане достаточно неплохо. Декларация зампрокурора области свидетельствует, что его семья располагает несколькими земельными участками, домами, квартирами и гаражами, а также сбережениями и бизнесом.
То, что все эти богатства записаны на ближайших родственников Муратова, конечно же неудивительно. Но Муратов не просто пытается таким образом избежать обвинений в коррупции, родственники, как показывает даже поверхностный анализ деятельности семейства Муратовых, играют в его делах ключевую роль.
И в первую очередь речь идет о жене Муратова Светлане и брате Сергее. Первая является достаточно известной и влиятельной в городе судьей, заместителем главы Киевского районного суда Харькова, а второй – достаточно успешный адвокат. Учитывая, что сам Муратов занимает должность замглавы областной прокуратуры у них получается неплохой семейный подряд.
Ведь любому прокурору или судье не составляет труда добиться любого правового решения, если это решение напрямую зависит от позиции твоих близких родственников. Как известно, прокурор в суде представляет сторону обвинения, адвокат – сторону защиты, а судья, выслушав их аргументы, должна принять правосудное, взвешенное и справедливое решение. А если получается так, что судья и прокурор в одном деле – муж и жена, а если еще и адвокат брат мужа, то очень сложно уйти от соблазна сговориться и предложить, одной из сторон, обращающихся в суд все решить полюбовно за некоторое вознаграждение.
В теории, подобные ситуации именуются прямым конфликтом интересов, и их возникать не должно. Но, как показывает харьковская судебная практика, это как раз тот случай, когда теория мертва. Открытые реестры судебных решений наглядно показывают, что есть как минимум два дела, в которых Муратов как прокурор выступал в суде, замглавы которого является его жена. Это дело №640/23843/18 и дело № 640/7928/17.
А еще можно найти примеры, где в том же суде рассматривались дела, где в качестве адвоката выступал брат нынешнего замглавы областного прокурора. Это дела №953/13435/20, №953/13435/20 и №953/13435/20.
Впрочем, должности, которые сегодня занимают Станислав Муратов и его жена, позволяют совместно вести дела и лично не выступая в суде. Станислав Муратов как никак зампрокурора области и по своей должности имеет серьезное влияние на весь прокурорский состав, а его жена – тоже не последний человек в судебной иерархии. Так что не нужно удивляться, тому, как теща Муратова в весьма преклонном возрасте стала очень успешной бизнесвумен и скопила себе миллионное состояние.
Ну и не лишним будет напомнить, что Светлана Муратова в качестве судьи далеко не всегда принимала безупречные с точки зрения правосудия решения. Во всяком случае Европейский суд по правам человека прямо указал, что Киевский районный суд Харькова нарушил права человека и придал одного из подозреваемых незаконному заключению, где он подвергался пыткам.
Речь идет о деле Якова Строгана, которого более года держали в СИЗО только за то, что он на бытовой почве подрался с соседом и нанес тому легкие телесные повреждения. Как утверждает сам Строган в СИЗО правоохранители вымогали у него крупную сумму денег за освобождение, угрожая «пришить» ему покушение на убийство. В итоге Строгана все равно удалось лишь наказать за легкие телесные повреждения, ну а после ЕСПЧ в деле «Строган против Украины» признал нашу страну виновной в незаконном заключении человека.
Была ли судья Муратова в сговоре с правоохранителями, шантажировавшими Строгана? Как минимум никакого другого объяснения, зачем она отправила в СИЗО человека по такой мелкой статье придумать сложно.
Нетрудно догадаться, что, если муж Муратовой Станислав окажется в кресле главного прокурора области, семейство областного прокурора получит куда больше возможностей использовать свои крепкие семейные узы для обогащения.