Тюрьма за секс без согласия или “пустые” нормы: Как изменился Уголовный кодекс

Тюрьма за секс без согласия или “пустые” нормы: Как изменился Уголовный кодекс

Сегодня, 11 января, вступили в силу нашумевшие нормы об уголовном наказании за секс без обоюдного согласия. Значит ли это, что можно будет посадить за решетку парня за случайную связь на дискотеке и будут ли верить заявителям на слово?

Новый закон меняет определение понятия “изнасилование” и расширяет круг потенциальных обвиняемых в принуждении к сексу.

Если ранее изнасилование предполагало физическое насилие, угрозы или беспомощное положение, то в новом варианте, который вступил в силу сегодня, 11 января, все максимально детализировано и с акцентом на обоюдное согласие:

“Совершение действий сексуального характера, связанных с вагинальным, анальным или оральным проникновением в тело другого лица с использованием гениталий или любого другого предмета, без добровольного согласия потерпевшего (изнасилование)”.

Предыдущая уголовная статья о принуждении к сексу применялась, только если потерпевший материально или по службе зависим от агрессора. Закон ввел отдельную норму “принуждение к сексу” без всяких условий – то есть потенциальным подозреваемым может быть не только начальник на работе, но кто угодно. Наказание – штраф до 850 грн или арест до полугода.

Однако такие изменения в законодательстве не приведут к множеству обвинительных приговоров по статье “принуждение к сексу”, уверен адвокат Максим Борисов.

“Заявителю придется доказывать в суде вину своего оппонента. А доказать ее невозможно, потому что для этого должны быть какие-то документальные подтверждения – например, аудио или видеозапись. Человек не имеет права самостоятельно проводить аудио-, видеозапись, для этого ему нужно обратиться в полицию. Это не тяжкая статья, поэтому полиция не имеет права проводить негласные следственные действия”, – рассказал адвокат.

Он предположил, что свидетель может изменить ситуацию, однако даже в таком случае доказать вину подозреваемого будет крайне сложно.

“Разве что какой-то свидетель подтвердит, что был факт принуждения к сексу. Скажет: “Да, я лично слышал. Они кричали, ругались, звучали угрозы…” Но это ситуация, в которой нужно доказать два факта – секса и принуждения”, – пояснил Борисов.

Легальная запись беседы с угрозами и принуждением тоже не упростила бы ситуацию, говорит адвокат.

“Даже если бы можно было записать беседу, при принуждении чаще всего не звучит прямая угроза. А когда нет прямолинейного заявления – нет прямых доказательств вины человека, а если нет прямых доказательств вины – все сомнения в пользу обвиняемого. Невозможная концепция!” – пояснил он.

Поэтому Максим Борисов прогнозирует, что изменения в законодательстве ничего не поменяют в реальном мире: всплеска осуждения по новым статьям не будет ни за принуждение, ни за изнасилование.