У Петра Порошенко опять ухудшаются отношения с олигархами, причем даже с теми, с кем еще до недавних пор были дружеские отношения. Политологи видят тенденцию: нехватка ресурсов обострила внутривидовую борьбу.
Кто Жеваго доктор
На бывшего соратника Тимошенко Константина Жеваго выставили «красную карточку». В атаку традиционно послали Юрия Луценко. Из определения Печерского суда стало известно о досудебном расследовании ГПУ по делу о злоупотреблении служебными полномочиями должностных лиц банка «Финансы и Кредит». Речь идет о якобы выводе 970 млн грн рефинансирования, причем, по данным материалов следствия, в «сговоре» участвовали и представители НБУ.Одновременно стало известно, что и сам Жеваго — должник собственного банка (долг составляет около 10 млн грн по кредитке). Тучи сгустились и лично над Жеваго, депутатом-мажоритарщиком от Полтавской обл., — активисты «Общественного контроля банков» отправили Юрию Луценко представление на лишение депутата неприкосновенности (аргумент — уголовное дело).
Ходит информация, что на одном из мероприятий с участием первого лица Жеваго позволил себе вольное высказывание, и на его бизнес открыли «красную карточку» — теперь отнять могут все: и корпорацию «Артериум», и «КрАЗ», — собеседник «Вестей» в деловых кругах
«Все, кроме Полтавского ГОКа, поскольку тот котируется на Лондонской бирже», — уточник наш собеседник.
До весны 2017-го, кстати, Жеваго удавалось выходить сухим из воды. Однако половина из 20 исков, поданных НБУ по взысканию долгов, в последнее время проиграна (общий «вес» взысканного имущества — 423,8 млн грн, а долг равняется примерно 2,5 млрд грн).
Нардеп Сергей Каплин намекнул, что его коллега страдает не зря: «Причина того, что его выбросили за президентскую систему координат, — не только банк, но и ряд других моментов». А в банковских кругах говорят о личных обязательствах, которые подписывал олигарх, и по которым все его активы оказались в заложниках. «И не только Жеваго, но и ряд других владельцев банков-банкротов. Но нам Гонтарева эти документы так и не показала», — сказал «Вестям» замглавы комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Михаил Довбенко.
Адвокат Ростислав Кравец говорит, что олигарху предлагают схему, по которой распорядителем имущества станет Фонд гарантирования вкладов, который позже выставит имущество, например, КрАЗ, на аукцион (и необязательно сумма продажи будет адекватной). «Эта схема распространена в Украине — через нее прошли Коломойский (ПриватБанк), Братко («Киевская Русь»).
Всерьез ухудшились отношения у президента также с владельцем «Мироновского хлебопродукта» (марка «Наша ряба») Юрием Косюком. Что странно, ведь оба — многолетние друзья, а в 2014-м олигарха даже назначали замглавы администрации Порошенко. Источник, близкий к БПП, говорит, что сначала имел место инцидент с бизнес-партнером Косюка, экс-главой Госуправления делами (при президенте Ющенко) Игорем Тарасюком — ГПУ задержала его в марте, заподозрив в пособничестве при завладении «Межигорьем».
«А ведь Тарасюк — не просто друг Косюка, он его партнер по бизнесу. И когда Косюк обратился к Порошенко с вопросом: мы еще друзья или нет, то ответ, говорят, был неоднозначным, — рассказал политолог Руслан Бортник. — Обман ли это? А кого Порошенко не обманул за последнее время?»
О смене поведения Петра Порошенко говорит и его бывший соратник, руховец Юрий Костенко.
И, действительно, по данным «Вестей», Виктор Ющенко фигурирует в уголовном деле, связанном… с передачей «Межигорья» Виктору Януковичу. В материалах есть распоряжение №148 от 9 июля 2007 года (день рождения Януковича) — тогдашнему премьеру предоставили в распоряжение дачный дом на территории Межигорья (документ отсутствует на сайте президента — значит ему присвоен гриф «секретно». — Авт.).
Один из ближайших соратников Петра Порошенко и его «сосед» по избирательным округам Анатолий Матвиенко пояснил: власть хочет показать, что может эффективно бороться с коррупцией. «Нужна была жертва — люди хотят зрелищ. И от Украины требуют серьезных подвижек. Но бороться нужно не только выборочно, с прошлыми делами, а и с нынешними проявлениями — надо было дать людям «нулевую декларацию» и легализовать капиталы, чтобы дальше жить по правилам. А если будем выискивать, кто и где ошибся, — вести в суд можно будет каждого», — говорит Матвиенко.
Эксперты резюмируют: борьба с коррупцией — ширма, за которой на деле скрываются хищные интересы. «Любая власть ломается изнутри, и сейчас на смену внешневидовой борьбе пришла внутривидовая. Ведь ресурсов становится все меньше», — считает политолог Андрей Золотарев. «Тем более что вокруг Порошенко создаются новые кланы, кормить которые можно лишь с помощью грабежа самых слабых игроков», — добавил