Украинский бизнес беспощадно штрафуют за простые нарушения: главные ошибки ФЛП

Украинский бизнес беспощадно штрафуют за простые нарушения: главные ошибки ФЛП

Налоговики принялись активно проверять физлиц, работающих на общей системе налогообложения

Фискалы напустились на предпринимателей — развернули на полную инспекции ФЛП: адвокатов, частных нотариусов, частных исполнителей, аудиторов, деятелей культуры и науки, архитекторов и пр. Только за 4 месяца 2018 года работники ГФС провели 3,5 тыс. проверок физлиц-предпринимателей — половину годового объема 2017-го, сообщил директор департамента налогов и сборов с физических лиц этой службы Павел Дроняк.

Треть ревизий завершились доначислениям налогов. В среднем по 236 тыс. грн. на одного бизнесмена — вдвое больше, чем в прошлом году (110 тыс. грн.). Чаще всего речь шла о НДФЛ, доля которого в общей сумме выросла с 41% до 55%.

По словам юристов, опрошенных UBR.ua, налоговые проверки самозанятых лиц, в отличие от контроля физлиц-предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, дают налоговикам гораздо больше возможностей по доначислению налогов. Так как самозанятые лица обязаны вести полноценный учет, где все данные должны подтверждаться надлежащим образом оформленными первичными документами.

Среди основных проблемных зон эксперты выделяют следующие:

  1. не регистрация, как самозанятое лицо;
  2. отсутствие первичных документов;
  3. неправильное отражение затрат.

Проблема регистрации

Обычно такие специалисты ежегодно декларируют свои доходы и уплачивают из них налоги. Они стараются работать по-честному и платить налоги, но очень часто не знают или забывают выполнять одно важное условие — становиться на учет в налоговой, как самозанятое лицо.

«Между тем, выполнение этого требования (п. 178.1 НК), дает им право платить подоходный налог (18%), военный сбор (1,5%) с чистого дохода (разница между доходами и расходами), а не с суммы всего полученного дохода», — пояснил UBR.ua старший юрист юридической компании ILF Елена Калинина.

Поэтому, обследуя декларации таких людей, ГФС сразу проверяет и информацию о взятии их на учет в органах Фискальной службы. Если все не оформлено как надо, чиновники могут автоматически доначислить неуплаченный налог.

Например, художник, уплатил налоги с 1000 грн (доход — 5000 грн и 4000 грн расходы). Но, из-за того, что он не стоит на учете как самозанятое лицо, ГФС предъявит претензию о занижении НДФЛ и военного сбора. То есть, в таком случае художник должен был бы заплатит налоги не с разницы, а с 5000 грн полученного дохода.

Но даже если такая регистрация проведена, у фискалов есть немало поводов придраться. Как отмечает партнер юридического объединения ID Legal Group Олег Добровольский, в зоне риска чаще всего оказываются адвокаты и нотариусы как наиболее распространенная категория самозанятых лиц. В своей работе они часто теряют грань между расходами, которые можно относить на затраты, связанные с профессиональной деятельностью, и теми, кто не может учитываться для целей налогообложения. Поэтому в ходе инспекций налоговики часто не подтверждают часть расходов, которые можно относить на затраты и доначисляют налоговые обязательства по НДФЛ, военному сбору и ЕСВ.

Большой пласт выявляемых нарушений также связан либо с отсутствием первичных документов, подтверждающих затраты на ведение профессиональной деятельности, либо неправильным оформлением таких бумаг.

Ошибки в первичке

Нарушением законодательства считается отсутствие обязательных реквизитов первичного документа (название документа, дата составления, наименование составителя документа, его подпись и т.п.), отсутствие оригиналов «первички» и так далее.

Иногда само физлицо создает себе проблемы, показывая контролерам первичные документы, которые либо не имеют отношения к его деятельности, либо свидетельствуют об определенных нарушениях требований действующего законодательства.

Например, частный предприниматель, который работает в сфере общественного питания, часть продуктов закупал на рынке за наличные (то есть не имел на эти расходы подтверждающих первичных документов). И включил все, что было куплено за наличку в общую инвентаризационную ведомость, где были указаны и товары «с документами».

Эти ведомости он показал налоговикам при проверке (напомним, работники ГФС имеют право требовать проводить инвентаризации и наблюдать за ними).

«В результате, ему доначислили сумму дохода в размере безвозмездно оприходованных товарно-материальных ценностей (то есть, без подтверждающих приобретение документов). И на этот «доход» начислили НДФЛ и военный сбор, сопроводив свое решение штрафом. Даже в суде этот предприниматель не смог отстоять свои права», — заметил Олег Добровольский.

Другой пример: художник, включил в расходы аренду помещения, затраты на приобретение красок, полотна для рисования и т.д. Но, эти расходы были просто записаны в Книге учета доходов и расходов, при этом, художник не сохранил документы, которые могли бы подтвердить, что такие расходы реально были им сделаны — договора, чеки об оплате, накладные и другое.

Если ГФС полностью не подтвердит задекларированные расходы, налог необходимо уплачивать со всего полученного дохода, а не с разницы.

«При этом, не стоит забывать, что дополнительно к начисленной сумме налога применяется и штраф 25% от заниженного налога. С такими нарушениями, чаще всего, сталкиваются люди таких профессий как преподаватели, художники, врачи, инженеры, писатели, частные исполнители и даже адвокаты», — уточнила Елена Калинина.

Проверка затрат

Если налоговики соглашаются с обоснованностью расходов, отнесенных в затраты, они пытаются поставить под сомнение саму величину суммы таких затрат. Например, если все арендаторы помещений платят условно по 1 тыс. грн, а нотариус такие же площади арендует за 5 тыс. грн. В таком случае контролеры непременно сделают вывод о необоснованности цены аренды.

Или, скажем, адвокат декларирует в расходах аренду помещений по трем разным адресам, но при этом работает сам, без наемных сотрудников. У налоговиков возникают обоснованные подозрения, что часть арендованных помещений не связана с работой адвоката.

Также контроллеры обращают внимание на характер деятельности самозанятого лица, объемы полученного им дохода и понесенных расходов. И в случае, если все полученные доходы перекрываются расходами на 80-90%, налоговики начинают пристально проверять, все ли доходы отражены в полном объеме. Возможно, самозанятое лицо оказывает услуги за наличный расчет, не отражая эти доходы в книге учета доходов и расходов.

Бывает, что самозанятые лица или предприниматели, кредитуясь в финансовых учреждениях для покупки, например, автомобилей или недвижимости, уплаченные проценты учитывают в затратах, что запрещено законом. Напомним, ФЛП и самозанятые лица не могут относить на расходы приобретение и эксплуатацию основных средств, которые они используют в своей деятельности (пп.177.4.5 НК).

Еще одна зона риска — смешение разных видов деятельности. То есть, когда адвокат в своей работе действует как самозанятое лицо, а по другим направлениям (аренда, пассивные доходы и т.д.), выступает как физлицо-предприниматель на едином налоге.

Контроллеры почти во всех случаях говорят о невозможности одновременного функционирования одного физического лица в нескольких статусах — самозанятое лицо и ФЛП, настаивая лишь на одном правовом статусе и облагая все полученные доходы (в том числе пассивные) по общей системе налогообложения.

В целом, можно сделать один обобщенный вывод — первичные документы — это одна из важнейших зон ответственности самозанятого лица после его профессиональной ответственности. Поэтому с проверяющими стоит общаться достаточно обдуманно, учитывая любую бумажку, которая попадает в их руки.

«Лучше изначально тщательно подготовиться к подаче годовой декларации: встать на учет в ГФС, хранить все документы по расходам, которые самозанятое лицо несет во время ведения независимой профессиональной деятельности, правильно заполнить Книгу учета доходов и расходов. Возможно, стоит подумать о других способах организации своей деятельности, которые помогут упростить учет результатов своей деятельности, процедуру декларирования и уплаты налогов», — резюмировала Елена Калинина.