29 октября, на пресс-конференции в медиа-центре «Информатор Киев» депутаты Киевсовета и активисты рассказали о том, как в Киеве случился опасный прецедент судебного преследования тех, кто борется за экологию столицы.
По словам преследуемой экологической активистки Тамара Харчилавы, история их преследования имеет достаточно долгую историю.
«Уже 3,5 года меня вместе с другими экологическими активистами – Сергеем Куценко, Сергеем Миронюком, Викторией Бегаль преследуют за нашу гражданскую позицию, за наш экологический протест вместе с сотнями жителями района Позняки Киева. За то, что мы стали на защиту природного водоема, за то, что знаем, что это противозаконно, за то, что не хотим жить в бетонном гетто. За то, в конце концов, что мы имеем право не позволять так относиться к природе, как сегодня себе позволяют застройщики.
Наша история заключается в том, что 3,5 года назад на нас подал иск в суд застройщик вместе с КП «Жилстрой». Собственно, мы считаем, что именно коммунальное предприятие было сильнее всех заинтересовано в уничтожении озера Утиное и постройке на его месте очередного бетонного монстра на 1500 квартир. Таким образом, они просто решили покарать наиболее активных противников стройки и дать обществу сигнал, что не надо выходить на защиту своих прав, ибо будете также при помощи ручных судов наказаны, как и эти активисты.
3,5 года нас таскали по судам. И такой неадекватный срок рассмотрения судебного дела говорит только о системном нарушении наших прав, предусмотренных ст. 6 Конвенции о защите прав человека и гражданина.
Несмотря на то, что застройщик так и не смог привести доказательства нашей вины за все 3,5 года, несмотря на то, что ни один из свидетелей застройщика не смог доказать, что мы вели себя, как правонарушители, несмотря на то, что по нашим протестам не было возбуждено ни одного административного, не говоря уж об уголовном, дела, суд вынес решение, по которому мы должны заплатить 200 тысяч гривен застройщику.
Таким образом, грубо нарушено наше право на справедливый суд, гарантированный нам упомянутой Конвенцией и ст. 55 Конституции Украины. Ужасно и то, что судья Даниленко Дарницкого районного суда, вынесший это решение, оказывается, рассматривал и другое дело, касающееся озера Утиное. В рамках того дела он буквально за месяц вынес решение, каким обязал застройщика уничтожить озеро и начать строительные работы. В том числе, уничтожить и все зеленые насаждения вокруг этого озера. Поэтому иного решения по нашему делу, поскольку он уже ранее определился с тем, что озеро надо уничтожать и застраивать, он не мог. Мы были удивлены, что он продолжил рассмотрение нашего дела и не взял самоотвод, и подали заявку об отводе этого судьи из нашего процесса. Но, к сожалению, судьи, проверявшие наши доводы об отводе судьи Даниленко, не нашли повода для отстранения его из процесса. Он продолжил нас судить и таки засудил нас.
Мы считаем, что это – очень опасный прецедент для всего общества, поскольку он приведет к тому, что люди, желающие бороться за свои права, увидят полную безнаказанность тех, кто ведет сегодня строительный бизнес, и безнаказанность судей, позволяющих себе выносить подобные решения.
Мы обратились с заявлением о возможном совершении этим судьей должностного преступления – вынесение неправосудного решения. Но чуда не случилось: и НАБУ, и Генпрокуратура нам отказали. Они подчеркнули, что мы не привели доказательств того, что судья совершил неправомерные действия. Это – просто смешно, поскольку именно на указанные органы возлагается обязанность проверять наличие или отсутствие состава преступления. Поэтому мы видим, что сегодня система правосудия организована так, что наиболее активные люди попадают под пресс государственной машины.
И мы призываем все общество выполнять контролирующую функцию в таких делах, помогать активистам, не оставлять их один на один с системой, потому что только голос всего общества может повлиять на полностью коррумпированную систему, которая срослась с криминалитетом. Несмотря на кучу доказательств, что озеро Утиное – природное озеро, что его надо сохранить для жителей Киева и организовать вокруг него парк, мы не уверены, что в мэрии нас услышали. Потому что заместитель мэра Непоп, который до этого был руководителем КП «Жилстрой», причастного к уничтожению озера и преследования нас, постоянно повторяет, что очень плохие активисты не дают застроить земельный участок и построить там жилье, умышлено не говоря, что это – не земельный участок, а озеро», — рассказала свою историю Тамара Харчилава.
И ВСЕ ЖЕ ОЗЕРО УТИНОЕ ЕЩЕ МОЖНО СПАСТИ
По мнению депутата Киевсовета, заместителя председателя постоянной комиссии Киевского городского совета по вопросам экологической политики Анны Сандаловой, вся эта история вполне достойна Королевства кривых зеркал.
«Руководство города во главе с мэром Кличко обязаны защищать права киевлян, смотреть за тем, чтобы город гармонично развивался, чтобы сохранялись остатки зеленых зон в жилом массиве Позняки Дарницкого района, которые и так уже превратились в бетонные гетто, вместо этого подключаются к преследованию активистов. Это – реально страна кривых зеркал, в которой творятся непонятные вещи.
С другой стороны 3,5 года активной работы активистов и общественности привели к тому, что сейчас в Киевской мэрии находятся на рассмотрении и подписании документы, которые дадут возможность озеру Утиному получить статус природного водоема с соответствующим статусом и паспортом. Наша главная задача – ускорить процесс согласования этих документов для того, чтобы озеро было официально поставлено на баланс города и передано на уход соответствующему коммунальному предприятию. Это сможет хоть немного улучшить страшную экологическую ситуацию, которая сегодня сложилась на Позняках и Осокорках.
Я, как депутат горсовета, уже четвертый год вижу, как сильно объединилась громада этих двух жилмассивов и сделала очень много шагов для спасения своего озера, обращаюсь к руководству города с требованием прекратить преследование этих экологических активистов. Этого делать не только нельзя, но уже и не модно», — заявила Анна Сандалова.
А НАЧАЛОСЬ ВСЕ С ПОДГОТОВКИ ФАЛЬШИВЫХ ДОКУМЕНТОВ
По словам общественного деятеля, помощника народного депутата Вадима Черкаса, в теме незаконного отвода озера под застройку он с 2016 года.
«Мы должны четко понимать, что всю эту ситуацию киевская власть начала раскручивать с того, что были подготовлены фальсифицированные документы. Это – выкопировки, которые готовило Управление земельных ресурсов, акты обследования этой территории. На выкопировках, которые были предоставлены на заседание земельной комиссии Киевсовета, были заштрихованы участки, на которых находилось озеро в 2016 году. И с 2016 года идет уголовное расследование этих противозаконных действий депутатов Киевсовета, причастных к подготовке этих фальшивых документов, и сотрудников департамента земельных ресурсов.
Часто общаясь со следственно-оперативной группой, ведущей это уголовное производство, часто слышу в разговорах «вне кабинета», что киевская городская прокуратура №2, находящаяся на территории Дарницкого района, всячески препятствуют проведению расследования. Почему? Ответ можно найти из деклараций работников этой прокуратуры, где видно, кто из работников этой прокуратуры получал, где и когда квартиры, и на каком основании. То есть, им выгодно, чтобы общественность активно вмешивалась в такие резонансные экологические дела, а потом решать на этом фоне свои жилищные проблемы.
Я получил официальный ответ от департамента земельных ресурсов, что в 2019 году после всех наших требований и скандалов с ними, они установили, что на этом участке находится-таки природное озеро! И мэр Кличко дал мне честное слово, что озеро Утиное будет принято на баланс КП «Плесо», отвечающего за водоемы города.
С моей точки зрения решение Дарницкого суда является неправосудным уже потому, что если бы активисты сделали бы любые действия, нарушающие имущественные права конкретного застройщика, то надо было открывать уголовное производство против них. Когда избивали активистов в присутствии двух десятков сотрудников полиции, то они не усмотрели никаких правонарушений со стороны активистов. Больше того, из полиции был дан официальный ответ, что со стороны гражданских лиц, участвовавших в мирной акции протеста, не было никаких даже административных правонарушений.
В суде не было и нет оценки Киевской городской администрации о законности или незаконности затеваемой на Позняках стройки. Зато у меня есть ответ из ГАСК, что там работы проводились незаконно. У застройщика было от ГАСК разрешение только на проведение исследовательских работ в том районе, где было четко указано, что «без уничтожения каких-либо зеленых насаждений».
Несмотря на это, застройщик за 18 миллионов гривен из киевского городского бюджета завез туда строительного мусора и засыпал им все вокруг, включая и водную поверхность озера.
Но есть официальная экспертиза о том, что озеро Утиное – природный водоем, и он подлежит сохранению вместе с прибрежной зоной. И эта зеленая зона могла бы быть как бы придомовой территорией уже построенных там домов, у которых придомовой территории фактически нет. А депутаты горсовета, проголосовавшие за засыпку этого водоема, должны были быть очень хорошо промотивированы. И у них есть конкретные фамилии, как есть фамилии у руководителей департамента земельных ресурсов, вплоть до Виталия Кличко, который подобрал себе такую команду.
И прокуратура обязана следить за всеми незаконными стройками в городе, за каждым незаконно уничтоженном деревом, и устанавливать, кто лично должен понести за это ответственность. И я требую, чтобы прокуратура дала правовую оценку каждому фигуранту этого резонансного скандального дела», — подчеркнул Вадим Черкас.
СУДЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОТВЛЕЧЕНИЯ АКТИВИСТОВ ОТ ЗАЩИТЫ ЗЕЛЕНЫХ ЗОН
По мнению депутата Киевсовета, секретаря постоянной комиссии Киевского городского совета по вопросам экологической политики Алексея Новикова, киевская городская власть и государственная власть обязаны отстаивать интересы закона и громады.
«Преследованиями и обвинениями активистам, защищающих свои права и права всех киевлян, городская власть показала, что она преследует только свои интересы. Если раньше они просто потихоньку проталкивали свои строительные схемы, то сейчас они перешли к открытому давлению на активистов, противостоящим таким схемам. Так было и на Утином озере, когда против активистов устроили судебное разбирательство, чтобы активисты все время проводили в судах, а не защищали зеленые зоны Киева.
Точно также суд наложил арест на квартиры трех активистов, протестовавших против постройки АЗС в том же Дарницком районе. Почему? Потому, что эти три человека зарегистрировали и открыли общественную организацию по защите территории города от незаконных застроек. Они указали свои паспортные данные, и получили иски в суд.
Кроме того, активистам били стекла в их автомобилях, прокалывали колеса, угрожали расправой.
Вся работа Киевсовета идет за счет городского бюджета, то есть, налогов киевлян. Поэтому депутаты должны защищать интересы киевлян, и если искать компромиссные решения, то не только за счет горожан, но и тех же застройщиков.
У меня есть информация, что Виталий Кличко дал поручение разработать распоряжение, которым озеро Утиное будет признано природным водным объектом, подлежащим защите Водным кодексом Украины. Почему Кличко, утверждавший в 2016 году, что озеро Утиное – канава, заполненная водой, так резко изменил свое мнение? Да выборы-то уже не за горами. И, значит, активистов придется прекратить преследовать, а они боролись не зря», — сказал Алексей Новиков.