23 июля управление маркетинговых исследований НАК “Нафтогаз Украины” подготовило документ под названием “Оценка прогресса организационной трансформации “Нафтогаза”, в котором отражена текущая ситуация с корпоративной реорганизацией госкомпании.
Копия документа есть в распоряжении Экономической правды.
“Трансформация значительно отстает от графика, что делает “Нафтогаз” уязвимым для краткосрочных и среднесрочных угроз и вызовов. Мы видим высокий риск того, что “Нафтогаз” столкнется с серьезным дефицитом денежных средств в 2020 году, который будет вызван отсутствием доходов от транзита газа. Ввиду этих проблем незначительный прогресс трансформация создает высокий риск распада “Нафтогаза” – потому что даже новое правительство в конечном итоге перестанет понимать, какую ценностную роль может выполнять нынешнее руководство компании”, – говорится в документе.
Управление маркетинговых исследований НАК указывает, что провело ряд интервью с бордом компании, по итогам которых были установлены разночтения по нескольким принципиальным пунктам.
Первый – несоблюдение внутренних управленческих стандартов.
“Многие наши интервьюеры сообщили, что обеспокоены тем, что поведение СЕО (Андрей Коболев – ред.) отличается от первоначально договоренных принципов: вмешательство СЕО представляет собой обычное явление”, – говорится в документе.
Второй – отсутствие ощутимых результатов в направлении организационной трансформации “Нафтогаза”.
“Наши недавние интервью с топ-менеджментом не показали никакой расстановки и понимания целей первичной трансформации НАК “Нафтогаз Украины”. В частности, Юрий Витренко рассказал нам, что первой и главной целью было быстрое преобразование “Нафтогаза” в эффективную компанию с системой сдержек и противовесов, минимизирующей зависимость развития компании от конкретных личностей”, – говорится в документе.
В свою очередь Андрей Коболев сообщил, что это не было первоочередной задачей трансформации и что он не знал о такой идее. В его понимании, ключевой целью было быстрое достижение финансовой устойчивости НАК, уточняется в документе.
“Учитывая, что Витренко изначально занимался развитием корпоративной трансформации “Нафтогаза”, а Коболев отвечал за реализацию трансформации, мы считаем такую разницу мнений разрушительным скрытым конфликтом”, – отметили в НАК.
Есть и другое объяснение такой разницы мнений: СЕО может использовать свою интерпретацию, потому что может искать оправдания для срыва графика преобразований, пишет управление маркетинговых исследований НАК.
В его выводах говорится также о субъективности поведения наблюдательного совета “Нафтогаза”, который зачастую неоправданно становился на сторону Коболева.
“Набсовет оказался не способен оспаривать решения топ-менеджмента, а также не может задать правильное направление при поиске выхода из ситуации в отдельных критических сферах. Набсовет не готов привлечь к ответственности СЕО за невыполнение организационной трансформации компании”, – говорится в документе.
И добавляется: “Как показали наши интервью, некоторые члены топ-менеджмента обеспокоены тем, что в компании нет профессионалов, занимающихся техническими вопросами нефти и газа. Такое отсутствие навыков создает огромные риски для “Нафтогаза”. Все эти проблемы приводят к тому, что не существует адекватной системы “сдержек и противовесов” между наблюдательным советом и правлением”.
Управление маркетинговых исследований “Нафтогаза” подчиняется непосредственно исполнительному директору компании Юрию Витренко.
ЭП обратилась к Витренко с просьбой прокомментировать данный отчет, но он сообщил, что “не знает откуда у редакции данный документ и поэтому не может комментировать его содержание”.
На вопрос, отражает ли данный отчет его точку зрения, Витренко сообщил, что вышеупомянутое управление является независимым звеном в “Нафтогазе”.
“Их точка зрения может не совпадать с моей. И я им точно не могу приказать что писать, а чего не писать. И вы должны понимать, что мне не надо прикрываться управлением исследований для того чтобы отобразить свою точку зрения. Я могу и так ее высказать, и она у меня еще более критичная, чем у управления”, – сказал Витренко.
По данным ЭП, изначально за разработку плана корпоративной трансформации НАК “Нафтогаз Украины”, обсуждение которой было начато еще в 2017 г., отвечал Витренко.
Но в октябре 2018-го Витренко был отстранен от этого процесса из-за разницы в подходах к трансформации с Коболевым.