«Если власть падает из рук Офиса президента, то почему бы ее не поднять?» Местные выборы, которые состоятся через полтора месяца, вынесли наверх забытых персонажей украинской политики. «Профессиональные хозяйственники» изрядно расправили крылья и пытаются поспорить за места в местных советах и даже за мэрские должности.
Если анализировать массовость такого явления, то больше всего таких «реваншистов» собралось в партии «Наш край». Этот проект в свое время был создан Администрацией предыдущего президента как гибридний противовес оппозиционному блоку. «Наш край», как и Оппоблок, пытался эксплуатировать ностальгию бывших избирателей Партии регионов по опытным кадрам едва не советской закалки. По тем, кто обещает заниматься конкретными делами, а не просто «балаболить» с телеэкранов. Собственно, такой образ довольно успешно до поры до времени эксплуатировал не слишком красноречивый экс-президент Виктор Янукович. Но Янукович сейчас или в Ростове, то в Подмосковье, а вот его бывшие соратники теперь прекрасно чувствуют себя в Украине и снова рвутся к власти.
«Наш край» показал неплохие результаты еще на местных выборах-2015 в некоторых регионах, где у него были узнаваемые лидеры. В итоге партия даже заняла итоговое третье место по Украине. Очевидно, что бенефициары этой политической силы, кто бы они сейчас ни были, рассчитывают, по крайней мере, повторить тот результат. Для этого они подтягивают политических «динозавров», которые должны сыграть на контрасте со слишком инфантильными «слугами», не справившимися с обещаниями.
Краеведы
В Одессе «Наш край» ведет к победе экс-министр транспорта и председатель Запорожской обладминистрации Евгений Червоненко – персона более чем экстравагантная. Бывший депутат от «Нашей Украины» возглавлял охрану кандидата в президенты Виктора Ющенко в «майданный» период, а впоследствии горячо сдружился с «регионалами». После работы в правительстве Юлии Тимошенко и в Запорожской ОГА Червоненко перешел в заместители к «космическму» экс-главе столицы Леониду Черновецкому. В 2011 году из активной политики ушел, сосредоточившись на своих любимых гонках и охоте. Параллельно Червоненко стал одним из самых активных спикеров на пуле телеканалов, которые связывают с лидером ОПЗЖ Виктором Медведчуком. Там он неоднократно выделялся слишком агрессивным поведением.
Евгений Червоненко в режиме нон-стоп комментирует все на каналах из пула Медведчука
Евгений Альфредович пытался вернуться в политику, приняв участие в конкурсе на должность председателя Одесской ОГА, а после поражения выделился фразой «Пусть эта страна горит огнем». Избирался в парламент по мажоритарке в Одессе по 134 округу, но тоже неудачно. Некоторые социологические конторы даже начали включать Червоненко в свои опросы в качестве кандидата от ОПЗЖ в мэры Киева, но у «друзей Путина» места ему не нашлось (или они разложили своих людей в разные корзины?). И он выбрал для своей политической реинкарнации другую политическую силу.
Если Червоненко хотя бы благодаря каналам Медведчука и своему скандальному нраву был на виду, то, например, возвращение такого «мастодонта» как Владимир Семиноженко стало сюрпризом даже на его родной Харьковщине. Именно этот чиновник времен Кучмы-Януковича стоял у истоков Партии регионов. На этот раз 70-летний политик возглавил список «Нашего края» на Слобожанщине. В конце бурных 90-х и с 2001 по 2002 годы Семиноженко работал вице-премьером по гуманитарной политике, потом выпал из колоды и вернулся во второе пришествие Януковича – менее четырех месяцев работал вице-премьером, а затем вплоть до 2014 года возглавлял сначала комитет, а затем агентство по вопросам науки, инноваций и информатизации.
Владимир Семиноженко является одним из претендентов на место председателя Национальной академии наук, которую неизменно возглавлял Борис Патон
После чего совсем исчез с радаров. Последний раз был замечен на одном из форумов Юлии Тимошенко «Новый курс», но, очевидно, что-то не выгорело. И вот Владимир Петровч сейчас всплыл в «Нашем крае». Этой партии на Харьковщине будет непросто, учитывая прочные позиции Блока Геннадия Кернеса и ОПЗЖ, но, тем не менее, напомнить о себе чиновник-старожил решил через некий политический «черный ход». Семиноженко может иметь иллюзии о возможности откусить голоса у пророссийских партий, потому что сам в свое время призывал к созданию союзного государства в составе России, Украины и Беларуси.
Еще один пророссийский политик в составе «партии крепких хозяйственников», который ведет ее список по своей «прикормленной» Сумщине, – действующий народный депутат Андрей Деркач, который умудрился устоять перед «зеленой волной». Он является большим адептом Православной церкви Московского патриархата и экс-нардепом многих созывов от партии «За единую Украину!», «Трудовая Украина», СПУ и Партии регионов. Именно Деркач был одним из подписантов письма к патриарху Варфоломею, чтобы отложить предоставление Томосу Украинской православной церкви.
В июле Деркач обнародовал пленки якобы разговоров тогдашнего вице-президента США, а сейчас фаворита на пост президента Джона Байдена, и президента Украины Петра Порошенко, на которых Байден диктовал условия для внутриукраинских дел (сотрудничество Украины с МВФ, повышение тарифов, дело «Приватбанка» и т. д.). По данным западных СМИ, Деркач после обвинения в помощи Москве и во вмешательстве в американские выборы был вынужден разорвать контракты со своей командой лоббистов в США. Но где США, а где его «временем проверенные» Сумы …
К тому же Деркач не ограничивается только Сумами, а фактически является фронтменом «Нашего края» – он колесит по другим регионам, представляя команду «партии хозяйственников и профессионалов».
Иван Куличенко и Андрей Деркач, который является фронтменом «Нашего края». Нардеп представляет команды на местных выборах в регионах
Напомнить о себе от «Нашего края» хочет и такой известный бывший «регионал» и неоднократный мэр Днепра Иван Куличенко. Когда в 2014-м «птенцы Януковича», мягко говоря, посыпались, он отправился в ряды Блока Порошенко, по спискам которого и был избран в Верховную Раду. В 2019 году пытался протиснуться в парламент по мажоритарке, но, как и многие из «бывших», стал жертвой «зеленой волны».
В Кропивницком «Наш край» ведет на выборы первая «тушка» «Батькивщины» в парламенте седьмого созыва Андрей Табалов, а в Киевской области – экс-губернатор Януковича Анатолий Присяжнюк.
Битва за Киев
… А их хватает и за пределами откровенно «олдскульного» «Нашего края». Стоит взглянуть хотя бы на столицу, где в мэры идут такие мастодонты «эпохи стабильности» как Александр Попов и Михаил Добкин.
Попов – бывший министр ЖКХ, но широко известен он стал на другой должности. Когда тогдашний президент Виктор Янукович решил, что его не устраивает оригинальное лицо Леонида Черновецкого во главе Киева, он просто сделал Попова главой Киевской горгосадминистрации. То есть фактически провернул с Черновецким то, что «слуги народа» так и не решились сделать с нынешним главой КГГА – разделить его полномочия и лишить влияния. Попов фактически стал главным человеком в столице, в то время как Черновецкий отбыл в неведомые дали. В 2013 году Янукович сделал Попова показательной жертвой, когда отстранил его от должности после печально разгона студентов на Майдане. Уже после смены власти Генпрокуратура инкриминировала Попову пособничество правоохранителям во время тех событий, но дело заглохло.
Александр Попов хочет воспользоваться ностальгией киевлян по «стабильным» временам
Сейчас экс-«регионал» фактически хочет повторить «финт» экс-мера Александра Омельченко – тот уже давно отошел от активных дел, но ностальгия некоторых киевлян по старым «стабильным» временам позволила Тому на прошлых выборах провести свою фракцию в Киевсовет. Пока нейтральная внешняя реклама Попова не дает ответа, от какой партии он будет баллотироваться в мэры и Киевсовет. Сам он в разговоре с «Главкомом» пообещал открыть эту тайну на следующей неделе. Но, учитывая его прошлую биографию, давние связи с Сергеем Левочкиным и цветовую гамму бигбордов, это вполне может быть ОПЗЖ. Последние соцопросы показывают, что «оппоплатформа» проходит в Киевсовет и «хозяйственник» Попов может стать тем локомотивом, который поможет ей нарастить поддержку, особенно среди электората пожилого возраста.
Попов – не единственный бывший соратник Януковича, который рвется в мэры столицы. Дать бой Кличко собирается и экс-губернатор Харьковщины и мэр Харькова Михаил Добкин от Партии Шария. Он стал известен даже за пределами Украины после своего легендарной «черновой» записи обращения к харьковчанам, которое режиссировал нынешний мэр Харькова Геннадий Кернес. Впоследствии пути этой парочки разошлись – Кернес завел в горсовет подконтрольную фракцию «Возрождение», Добкин стал рядовым народным депутатом от оппозиционного блока, а затем вышел из фракции и заявил о создании партии христианских социалистов, идеологию которой предложил придумать всем желающим.
Михаил Добкин сменил имидж и решил бороться за булаву мэра Киева
Относительно событий 2014 года, когда над Харьковом вслед за Донецком и Луганском нависла сепаратистские угроза и запустился сценарий «Новороссии», к действиям Добкина-Кернеса двоякое отношение. Сторонники евромайдана считают их «сепарами» через организацию так называемого «Съезда депутатов Юго-Востока», на котором должен был выступить Янукович, сбежавший из Киева. Также Добкину до сих пор впоминают позирование в форме «Беркута», который бил протестующих на Майдане. Те же, кто жаждал создания «ХНР», считают, что Добкин и Кернес «слили» «русскую весну». Добкина подозревали в посягательстве на территориальную целостность страны, он даже некоторое время находился в СИЗО и под домашним арестом, но дело сошло на нет. Конечно, шансов даже выйти во второй тур у Добкина нет; но проект одизного блогера-эмигранта Шария в Киевсовет он попытается подтянуть.
Феномен качелей
Абстинентный синдром отлучения от большой политики – так характеризует стремление к реинкарнации всех «сбитых летчиков» политтехнолог Андрей Золотарев. «С одной стороны, в топовые политпроекты их зовут, с другой – остается большой спрос на свадебных генералов. Эти «сбитые летчики» все же сохраняют какое-никакое имя и репутацию, – констатирует он. – Но очень трудно войти в одну и ту же реку дважды, когда ты выпал из обоймы. Хотя есть примеры того же Порошенко, которому многие прогнозировали политическое небытие в середине нулевых после зашквара с «любыми друзями». Примерно та же история с Тимошенко. Но Порошенко все эти годы ждал своего шанса и работал над этим. А просто махнуть волшебной палочкой – из этого ничего не выйдет».
Политолог Владимир Фесенко называет массовое возвращение «бывших» политиков феноменом качелей: «Он хорошо известен на Западе, когда идет колебание от правоцентристов к социал-демократам или от демократов к республиканцам и наоборот. Поскольку у нас был избыточный крен в сторону новых лиц, то сейчас происходит уход в другую сторону. Зеленский сам понял, что не всегда новые лица означают новое качество и нужны проверенные бойцы. И часть консервативной публики, которая ранее пошла за Зеленским, теперь отдает им предпочтение. Особенно консервативными являются настроения в ситуации с действующими мэрами, которые уже себя зарекомендовали. Возможно, по фокус-группах эти политики «старой закалки» почувствовали, что у них есть шанс, и на востоке в русскоязычных регионах такие иллюзии частично могут сработать».
Фесенко отмечает, что сейчас в общественных настроениях господствует своеобразная «каша»: с одной стороны, есть тяга к переменам, а с другой – непонимание, как этих изменений добиться.
Председатель Комитета избирателей Алексей Кошель и политолог Виктор Небоженко констатируют, что такое массовое «восстание» бывших «регионалов» – реакция на промахи новой молодой власти.
«Думаю, это результат существенного разочарование в работе власти, причем для меня показательным является резкое падение доверия к парламенту, – говорит Кошель. – Избиратель на каждых выборах хочет видеть новых, а поскольку они не появляются, то идут «новые старые». Взять того же экс-мера Киева Александра Омельченко, который имеет фракцию в Киевсовете, – избиратели помнят его работу 15-20 лет и ее оценивают. Так же и с Поповым – часть избирателей вспомнит отремонтированные эстакады и мосты и проголосует за политическую партию, список которой он возглавит. Можно сколько угодно называть политика одиозным, но в общинах он может ассоциироваться с успешным результатом. Поэтому я бы не списывал «старых» политиков».
Небоженко также акцентирует внимание на разочаровании общества в молодежи, ринувшейся в политику, и это разочарование теперь готовы использовать «старики»: «Власть очень слаба, и, конечно, что люди, которые активно пользовались Украиной в течение 20 лет, почувствовали, что сейчас уже ничего нет страшного и пришло их время. «Старые» просто не чувствуют сопротивления. 73% за Зеленского были голосованием не за компетентность, а за свежесть, но оказалось, что молодость – скорее, физиология, а не политика. И, думаю, что некоторые «старые» сейчас многого добьются. Если власть падает из рук Офиса президента, то почему бы ее не поднять?»