Войцех Балчун и его COSA NOSTRA

Войцех Балчун и его COSA NOSTRA

Кадровая политика в “Укрзалізнице”: скованные одной цепью, связанные одной целью

Сюрреализм по-украински: в наше время на любую должность найдутся сотни претендентов, в стране полно отечественных специалистов, ничуть ни уступающих экспатам, однако мы зазвали прохиндеев, на которых клейма некуда ставить, и носимся с ними. Самый красноречивый пример – противоестественная ситуация, сложившаяся в ПАО «Укрзалізниця», пишет “Багнет”.

Пустые надежды

В апреле прошлого года управление стратегическим предприятием доверили иностранцам, полагая, что их незаангажированность, непричастность к грязным схемам и европейский подход к решению проблем спасут хиреющую и загнивающую отрасль, по уши погрязшую в коррупции и воровстве. Вскоре стало понятно: надеждам, что «десант» выполнит задачу, не дано сбыться никогда. Скажу больше: такого хаоса, как нынче, железнодорожники со стажем отродясь не видели. Недавно один пожилой инженер, переживший не одного генерального директора «УЗ», сказал о польской команде: «Сердце разрывается. Когда ж эти шакалы наедятся?» Да и СМИ тоже стали все чаще писать о беспределе в «УЗ». Однако парадокс в том, что наверху безобразия разнузданных «гостей» и их украинской челяди отчего-то в упор не замечают. Или не хотят замечать.

Сначала о главаре этой шайки (стаи или своры — как вариант). Де-юре Войцех Балчун приступил к своим обязанностям 6 июня 2016 года. Однако де-факто в здании «УЗ» он появился гораздо позже. Говорят, его целый месяц «окучивали» очень влиятельные господа-товарищи разного пошиба, узревшие в нем объект, чуткий к их пожеланиям и просьбам. Наверняка сулили какие-то блага, гарантировали, что прикроют «в случае чего», обещали поддержку (или наоборот — грозили отправить восвояси) и настоятельно советовали держаться только их. Балчун перемещался по Киеву в авто класса люкс, лакомился деликатесами в фешенебельных харчевнях, развлекался в закрытых VIP-заведениях. Он сразу понял, что жизнь удалась. И таки был прав.

За какие заслуги поляк получил столь высокую должность, пока непонятно. Рассказы о его фантастических успехах в качестве антикризисного менеджера в Польше — красивая и эффектная байка для лохов, то есть для нас. Знающие способности Балчуна поляки в шоке, мягко говоря, от такого взлета. Несколько высокопоставленных чиновников в приватной беседе сказали, что он всего лишь неплохой рок-музыкант и больше им добавить нечего. Безусловно, гитарой Балчун владеет на вполне приличном уровне. По большому счету, единственное, что он умеет делать более-менее качественно, – музицирование. Что до его творчества, скажу свое мнение — оно на любителя. И добавлю один штрих: фривольные клипы группы Chemia, создателем и солистом которой он является, удаляли с YouTube из-за откровенных сцен.

С какого перепугу человека с весьма неоднозначной репутацией трудоустроила Украина, – загадка, которую мы обязательно когда-нибудь разгадаем. Пока же отметим, что руководитель стратегической отрасли до назначения посещал нашу страну лишь дважды (!). И вот на тебе – «свезло», как говорил Шариков.

Балчуна сразу окружили трогательной заботой. Сначала премьер-министр на заседании Кабмина, где утверждали кандидатуру гендира «УЗ», выступил его переводчиком. К сведению, Балчун владеет польским и английским языками. Обещал за три месяца выучить украинский, но воз и ныне там. Как собака – все понимает, но не говорит. Обещать и ничегошеньки не делать – его стиль.

Потом осчастливили астрономической зарплатой в 463 тысячи гривен в месяц, аргументируя, что, имея такое жалованье, человек по определению не будет воровать. Ага, щас! Не тот случай.

Еще арендовали для него и соратников шикарный дом в центре Киева. На бюджетные средства, само собой.

Не успев толком вникнуть, как и чем живет вверенное ему хозяйство, Балчун дал десятки интервью ведущим изданиям. Он был обаятелен, дерзок и красноречив. Обещал, что в скором будущем украинские железные дороги и поезда будут точь-в-точь, как с картинки из фантастических фильмов о будущем, разливался соловьем о грядущих переменах и т.д. Аки Бендер о Нью-Васюках.

Кто в команде?

Формирование команды, которой предстояло смелые масштабные прожекты господина Балчуна воплощать в жизнь, было весьма странным. Сейчас в правление «УЗ» входят семь человек. Кроме Балчуна, это поляки Иренеуш Василевский (единственный «варяг», 40-летний трудовой путь которого связан с железной дорогой, его действительно считают неплохим специалистом), Ремигиуш Пашкевич и Марек Роберт Залесный, серб Желько Марчек (одна деталь — 13 лет работал в корпорации McDonald’s, как-то это далековато от ж/д) и украинцы Александр Бужор и Сергей Михальчук. Не будем останавливаться подробно на биографиях каждого. Возникнет необходимость, поговорим.

Иренеуш Василевский

Ремигиуш Пашкевич

Марек Роберт Залесный

Вероника Марчук-Пазура

Грех не упомнить о еще одной ключевой фигуре. Это экс-киевлянка Вероника Марчук-Пазура, с триумфом после более 21 года отсутствия вернувшаяся на Родину из Польши в качестве личной помощницы Балчуна. Эффектная правая рука босса в свое время трудилась в поте лица в ночном клубе Сопота. Путь от танцовщицы-стриптизерши до ключевой должности в «УЗ» лежал через съемки в сериале «Секс в меньшем городе» и уголовное дело в связи с коррупционным скандалом. Мадам далека от административной работы, как декабристы от народа. Но ее влияние на Балчуна безгранично.

Вернемся к Балчуну. Не будем опускаться и смаковать пикантные подробности о нем (что за мужик, который красит волосы и растительность на лице!). Просто перечислим черты характера гендира «УЗ»: лжив; не искренен; патологически ленив; не надежен; скользок; хвастлив (обожает презентации, интервью, пиар). Деловой хватки, чутья, требовательности, умения брать на себя ответственность, трудолюбия, способности анализировать и предвидеть риски — всего этого нет и в помине.

Управление «УЗ» вроде осуществляется коллегиально. Однако фактически введено «малое правление» – эдакий «клуб любителей Балчуна», больше схожий на Cosa nostra. То есть холуи, приближенные к телу, что-то тайно «перетирают», потом их сговоры формальным голосованием трансформируются в решения правления «УЗ».

Часто решения принимают с голоса. Перед этим всем говорят что-то типа «не парьтесь, все мы тут люди порядочные, документы потом нарисуем». Игра втемную — в порядке вещей.

На заседания правления (они проходят еженедельно) давно не приглашают таких авторитетных профессионалов, как Виталий Жураковский, Владимир Крот и других, которые имеют обыкновение задавать неприятные вопросы. Отвечать на них, вникать и думать Балчуну не хочется. Зачем, если все и так прекрасно? Поэтому – с глаз долой.

Если на заседание вдруг попадет высококлассный специалист-железнодорожник, он сразу поймет, что обсуждать серьезные вопросы там не с кем. Правление давно превратилось в птичий базар, где каждый щебечет о своем, не особо интересуясь, слышат ли его, и не пытаясь услышать соседа. Собственно, в этом нет необходимости, поскольку решение, нужное Балчуну, его соратникам и хозяевам, все равно будет принято.

В ловких и натруженных руках

Мы уже писали, что кукловодами гоп-компании во главе с Балчуном являются выходцы с Западной Украины одиозные братья Богдан и Ярослав Дубневичи. Это теневые монополисты железнодорожной отрасли, за которыми тянется шлейф скандалов, где фигурируют цифры со множеством нулей. Отсутствием аппетита родственники не страдают, их подопечный тоже. Трио сразу договорилось, что наводить порядок в «УЗ» никто не будет. Хаос – их стихия. Воруй — не хочу.

 Богдан и Ярослав Дубневичи

Первоочередную цель, которую они выдвинули Балчуну на начальном этапе, — поставить везде своих людей. С заданием он справился блестяще.

Профессионализм, опыт, порядочность и честность претендентов – качества для Балчуна вторичные, самое главное — быть послушным, молчаливым, лояльным, не лезть никуда и не высовываться. Короче, дышать, когда велят.

Постепенно теплые кресла вместо местных опытных и квалифицированных кадров заняли либо выходцы из Польши, либо сотрудники, в прошлом связанные с польским бизнесом на территории Украины или Польши. Взаимопонимание между новоявленными ключевыми игроками, где однозначно лидирует «польский блок», было достигнуто быстро.

Во время пребывания Балчуна «у руля» заменены руководители:

– службы внутреннего аудита;

– службы безопасности;

– юридической службы;

– службы информационных технологий;

– медицинской службы;

– административной службы.

Кроме того, под надуманными предлогами были уволены руководители центрального казначейства и управления контроля цен «УЗ», которые в прошлом году эффективно препятствовали коррупции в «УЗ», в результате чего сэкономлено около полумиллиарда гривен. Такое не прощают.

Скорее всего, на этих должностях тоже появятся поляки либо их холуи.

Еще одна особенность Балчуна — принимать на работу тех, от кого приличные люди шарахаются. Так, директором по экономике и финансам в декабре 2016 года стал Андрей Рязанцев, которого выгнали из Минфина. Директором по вопросам безопасности назначен Николай Немцов (на него заведено уголовное дело). Восстановлен в должности директор по пассажирским перевозкам и сервису Игорь Бреус, изгнанный в апреле 2016-го за коррупцию. Идет следствие о деяниях руководителя департамента планирования и контроля закупок материально-технических ресурсов Игоря Олексия. У бывшего директора по юридический вопросам Андрея Мащенко вообще репутация проходимца. За ним тянется шлейф поигранных в пользу третьих лиц судебных дел на сотни миллионов гривен.

Последствия порочной кадровой политики таковы:

– утрачены контроль цен на закупаемую продукцию и материалы;

– нет реального аудита ПАО и ЧАО;

– системной работы службы безопасности нет;

– не сделана ревизия складов, где заморожено 4,6 млрд грн активов «УЗ»;

– постоянно проигрываются суды.

Кстати, о судах. Принудительно с октября 2016 года со счетов «УЗ» списано более 1 млрд грн, существует риск списания еще 1,5 млрд грн. Для сравнения: в первой половине 2016-го, до появления Балчуна, списано всего 14 (!) млн грн. Хотелось бы услышать внятные комментарии такому феномену.

Еще одним последствием вытеснения украинских высококлассных специалистов-технарей является отсутствие аналитических докладов о реальном техническом состоянии предприятия. Аналитика не востребована. Все ж и так ясно.

Теперь немного о том, как подбирают кадры рангом пониже, в частности, кандидатуры руководителей филиалами «УЗ». Якобы с целью повышения эффективности правление приняло решение о проведении конкурсов. Декларировали, понятное дело, прозрачную процедуру. Вместо этого Балчун подписал приказ о двухэтапном отборочном туре, но критериев отбора не обозначил, балльную систему не создал. Так что потенциал кандидатов оценивается буквально на уровне «нравится — не нравится».

К тому же отборочные комиссии первого и второго уровней состоят из одних и тех же руководителей (подавляющее большинство — поляки и их окружение). По сути, Балчун под предлогом демократических и объективных выборов, не особо стесняясь, соорудил систему проталкивания кандидатов, угодных исключительно польской стороне (мы же помним установку, что «нужные» люди должны быть везде).

Думаю, небезосновательно в ПАО ходят упорные слухи о том, что любую должность в «УЗ» можно купить. Интересно, СБУ, Генпрокуратура, МВД, НАБУ, САП в курсе?

Без руля и парусов

Несколько слов о структурной реформе «УЗ». Балчун постоянно пиарится, что она якобы успешно идет: организуются филиалы по направлениям (к примеру, строительный, пассажирский филиал и т.д.) и новые подразделения компании (в первом квартале должен был заработать комплаенс-офис, который направлен на снижение рисков, предотвращение манипуляций активами и ресурсами компании и на заслон коррупционным схемам).

На самом деле стратегии трансформации «УЗ» в консорциум нет в природе. Под прикрытием лозунга о модернизации структуры создаются подразделения для формирования и освоения денежных потоков отдельными группами влияния. Прежде всего, группой Дубневичей-Михальчука.

Пассажирский филиал создан решением правления вообще без предоставления каких-либо документов, обосновывающих его необходимость.

Еще принято решение о создании резервного центра обработки данных ПАО — по сути резервного сервера для предотвращения хакерских атак и потери данных по перевозчикам, включая стратегические. Балчуну взбрендилось создать такой центр во Львове, хотя из соображений безопасности его следует располагать ближе к географическому центру и органам управления государством.

На протяжении нескольких месяцев Балчун тормозит создание комплаенс-офиса. Он предпринял попытку замены более квалифицированного кандидата на должность руководителя комплаенса на очевидно менее квалифицированного, причем со значительным коррупционным шлейфом.

А теперь о главном — ради чего затеяны все эти игрища. Эксперты утверждают, что по их самым скромным подсчетам размах казнокрадства в «УЗ» равен еще одному ее бюджету. По одним оценкам, это около 10-12 млрд грн., по другим – 18-20. Участие в распиле денежных потоков кому попало не доверишь. Потому-то так скрупулезно и подобраны кадры. Будем надеяться, что все они в ближайшем будущем станут фигурантами громких уголовных дел.

Благодаря чему богатеют Балчун сотоварищи? Не зарплатой единой, как говорится.

Это:

1. перевозки по заниженным ценам (к примеру, за зерновоз платят 200 грн официально, 1000 грн — налом; умножьте на тысячи вагонов по всей стране);

2. сумасшедшие суммы на ремонт тепловозов и вагонов, которого никто не делает (технический парк в ужасном состоянии, его не обновляют и не ремонтируют десятилетиями);

3. еще большие суммы на ремонт колей (разумеется, его тоже практически нет);

4. левые доходы от работы инфраструктуры (к примеру, продукция 12 карьеров, принадлежащих «УЗ», реализуется «по-черному»);

5. списание тонн моющих средств на уборку вагонов (чтоб вы знали, их должны два раза в месяц пропаривать и мыть до блеска, но пассажиры-то ездят в замызганных и вонючих);

6. контрабанда (пересечение одного состава из зоны АТО — один миллион гривен).

Перечисление возможностей незаконного обогащения займет не одну страницу. Ребята, «Укрзалізниця» – это действительно Клондайк. И ключи от него сейчас в цепких руках Балчуна и Ko. Мы просто обязаны лишить этих уродов удовольствия жировать за наш счет.

P.S. Знает ли Балчун, что многие аферы его подельники проворачивают в обход него? Пока он мотается в Польшу (это случается едва ли не каждый уик-энд), коллеги даром времени не теряют. Интересно, делятся ли с боссом. Непорядок, согласитесь. И еще. Думаю, Балчуну пора осваивать тюремный шансон. В местах, не столь отдаленных, участие в художественной самодеятельности поощряется.