В конце прошлого года Нацполиция сообщила о возбуждении уголовного дела против члена правления банка Credit Agricole Вадима Ганаха за растрату госсредств “в сговоре с группой лиц”.
О “межбанковском конвертационном центре” пишут с 2016 года. Кроме Ганаха, упоминались его бывшая начальница Евгения Чемерис, сослуживец Андрей Колпакчиев и экс-предправления “Укрсоцбанка” (теперь “Укргазбанка”) Тамара Савощенко — права рука Бориса Тимонькина.
Справка. Вадим Вячеславович Ганах родился 24.06.1973 в Киеве. В 1994 году закончил Киевский национальный экономический университет по специальности “Финансы и кредит”. В Credit Agricole (Calyon) работает с 2007 года. Нынешняя должность – член правления, директор по финнсовым рынкам ПАО Credit Agricole Ukraine.
Французы и Тимонькин
В 1993-м в Киеве открылся первый французский банк – “Credit Lyonnais Украина”, которым до 2015 года руководила легендарная “бабушка-банкир” Евгения Чемерис. В одном из интервью, она вспоминала, что офис банка находился в музее Ленина, который на глазах банкиров превращался в “Украинский дом”.
Французы полностью доверяли Чемерис и ее команде во всем, что касалось внутреннего рынка: от клиентов до контактов с Нацбанком. На себя они брали лишь стратегию и обслуживание транснациональных корпораций.
После поглощения Credit Lyonnais во Франции банком Credit Agricole, образовался банк Calyon, позднее переименованный в Bank Credit Agricole Ukraine. Вадим Ганах пришел в Calyon из купленного российским НРБ “Энергобанка” в 2007 году. И сразу попал под крыло “бабушки Чемерис”, с подачи Бориса Тимонькина, возглавлявшего на то время “Укрсоцбанк”.
О дружеских отношениях Чемерис и Тимонькина свидетельствует тот факт, что на всех банковских форумах и банкетах они всегда сидели рядом и очень любезно общались.
На фото: Евгения Чемерис справа от Бориса Тимонькина
Так же в банковских кругах поговаривают, что закадычной подругой Чемерис была правая рука Тимонькина, кибернетик по образованию Тамара Савощенко, которая прошла путь от бухгалтера областной дирекции до заместителя председателя правления “Укрсоцбанка”. А после ареста Тимонькина в Германии перешла в государственный “Укргазбанк”.
На фото: Тамара Савощенко
Незадолго перед приходом Ганаха, в 2006 году, французские учредители свели Calyon и недавно купленный ими “Индэкс-банк” в одну группу. Интересно, что на тот момент председателем правления “Индэкс-банка” был Игорь Францкевич, которого Борис Тимонькин, работая в ВЕТЭК, сделал председателем правления “Брокбизнесбанка”, когда купил этот банк для Сергея Курченко.
Пока Чемерис поднимала банки для французов, Борис Тимонькин строил “Укрсоцбанк” для Валерия Хорошковского, потом для Виктора Пинчука, затем для итальянцев из UniCredit. Но после кризиса 2008 года итальянцы разочаровались в своем приобретении и думали, как от него избавиться (продали только 2016 году). А Тимонькин разочаровался в итальянцах. Оперативное управление банком он сбросил на Савощенко. И до тех пор, пока в июле 2013 года его не приютил Курченко, пиарился на публике и тихо мастерил какие-то свои схемы. Если это те схемы, которые сейчас расследуются, то место в них нашлось и для Вадима Ганаха.
“Конверт” и конвертаторы
Первые публикации о “межбанковском конверте” появились летом 2016 года. 4 июля 2016-го издание “Финбаланс”опубликовало решение Печерского суда Киева от 14 июня, из которого следовало, что: “Головне слідче управління Нацполіції здійснює досудове розслідування у кримінальному провадженні №42016000000000866 за фактом фіктивного підприємництва, що заподіяло велику матеріальну шкоду державі та легалізації (відмивання) доходів, одержаних злочинним шляхом”.
В документе говорилось о создании “на базі ПАТ «Перший український міжнародний банк», ПАТ «Креді агріколь банк» та АТ «Укрсиббанк», протиправних фінансових механізмів, направлених на незаконне переведення безготівкових грошових коштів у готівку, зменшення податкового навантаження на вітчизняні СГД та розкрадання державних/бюджетних коштів в особливо великих розмірах”.
С тех пор в судебном реестре появилось много решений на эту тему. С каждым новым решением количество выявленных фиктивных фирм растет. Их директора на допросах повторяют одну и ту же фразу: “зареєстрував вказане товариство за грошову винагороду, без мети здійснення підприємницької діяльності”.
По делу работают сразу ГПУ, СБУ и Нацполиция. Согласно судебному реестру, проводились обыски, выемка документови т.п. Из судебных решений следует, что прицельно занимались расследованием следователи Главного следственного управления Национальной полиции Украины Игорь Борець и Артем Шевчишин.
Но до последнего времени банки отрицали свою причастность к “конвертам”. Credit Agricole сделал заявление, что ни руководство, ни менеджемент не в курсе противоправной деятельности фиктивных фирм. В заявлении для прессы,опубликованномвсе тем же “Финбалансом” было сказано:
“Ні Креді Агріколь Банк, ні керівництво Креді Агріколь Банку, не є учасниками у вищезазначеній справі. Учасниками у досудовому розслідуванні, про яке йдеться у цих статтях, є певні підприємства, у яких були відкриті рахунки в Креді Агріколь Банку, ПУМБ та Укрсиббанку. Більше того, спрямування та тематика розслідування знаходяться цілковито поза межами прямих обов’язків та відповідальності члена Правління Креді Агріколь Банку, який некоректно згадується в цих статтях”.
Выходит, что банк даже не подозревал, что через открытые в нем счета прокачивались “отмывочные” деньги? Наивные банкиры попались! Причем наивными они были все время, с тех пор как бразды правления взял в свои руки Вадим Ганах.
Именно в банке Credit Agricole Генпрокуратура проводилаобыски (выемку финансовых документов) ОАО “Государственная продовольственная зерновая корпорация” по делу о выводе в 2015-2016 годах 300 млн грн опять-таки через фиктивные фирмы и конвертцентры.Там же держал счетатак называемый “конверт Осадчего” – один из самых крупных конвертационных центров, разоблаченных СБУ и Фискальной полицией в последнее время.
Менее, чем за год до возбуждения уголовного дела по фиктивным предприятиям, в 2015-ом, “бабушка Чемерис” уходит на пенсию и переезжает в Сидней.
На фото: Евгения Чемерис в Сиднее
Упомянутый в прессе как участник преступной схемы Андрей Колпакчиев во время следствия, в сентябре 2016 года, “чекинится” на Кипре. На “хозяйстве” в Credit Agricole остается Вадим Ганах.
Сразу после возбуждения в 2016 году уголовного дела по фиктивным фирмам Вадим Ганах начинает часто летать в Париж: с 28.05.2016 по 03.06.2016; с 02.07.2016 по 04.07.2016; с 20.08.2016 по 03.09.2016; с 18.02.2017 по 27.02.2017; с 29.04.2017 по 08.05.2017; с 07.07.2017 по 12.07.2017; с 17.08.2017 по 02.09.2017.
А накануне появления информации о возбуждении уголовного дела против него персонально отправляется с коротким визитом в Лондон с 03.12.2017 по 05.12.2017. С кем-то совещается?
Еще один интересный момент: в июле 2015 года Вадим Ганах на своей Toyota Land Cruiser проехал на венгерскую границу через КПП “Чоп”. Вместе с ним в машине были его друзья – супруги Сергей и Екатерина Коваль (работает в LIGA:ЗАКОН), а так же сестра Екатерины – жена Вадима Ганаха Ольга Киселева. А через два месяца на LIGA появились выжимки из пространного интервью Бориса Тимонькина, скрывавшегося в то время в Европе. Совпадение наверное?
P.S.
Французское руководство, наверняка, не подозревает, что в их дочернем банке в Украине через счета многочисленных фиктивных фирм прокачивались миллиарды гривен, обналичивались, снимались или “скидывались” на физических лиц.
После возбуждения уголовного дела против Вадима Ганаха можно с осторожностью говорить, что слухи о создании топ-менеджерами крупных банков, в том числе и с иностранным капиталом, беспрецидентного по масштабам конвертационного спрута и гигантской “отмывочной”, находят свое процессуальное подтверждение.
Осталось подтвердить и бытующие в банковских кругах догадки, что за группой банкиров-конвертаторов стоит известный банкир Борис Тимонькин, задержанный в Германии по “делу Курченко”. А Вадим Ганах является всего лишь исполнительным продюссером финансовой аферы.