Как средства коронавирусных фондов пошли на пиар власти на местных выборах
Парламент принял закон, которым разрешил тратить средства фонда по борьбе с COVID-19 на ремонт дорог. Какое отношение ремонт дорог имеет к борьбе с вирусом?
Оказывается имеет. По крайней мере, так считают депутаты правящей партии. Об этом говорится в аналитической статье Александра Гуменюка.
В пояснительной записке к закону говорится, что одной из мер борьбы с COVID-19 является обеспечение населения рабочими местами и улучшение транспортного сообщения для своевременного оказания медицинской помощи населению. Достичь этих двух задач возможно путем реализации инфраструктурных проектов по строительству и ремонту автомобильных дорог.
Поскольку депутаты смогли связать борьбу с вирусом даже с ремонтом дорог, в STATEWATCH решили разобраться, на что еще расходуются средства, призванные улучшить состояние медицины и подготовить ее к возможному увеличению больных.
Деньги из коронавирусного фонда выделяются по согласованию комитета Верховной Рады и Кабинета министров. В общем правительство согласовало выделение из фонда около 19 млрд грн. Однако из этой суммы Минздрав на потребности лабораторных центров, больниц и на дополнительные зарплаты для персонала получил лишь 3,200 млрд грн или 15%.
Куда ушли 85%? Лидером по получению средств из фонда борьбы с COVID-19 стало Минсоцполитики. Кабмин согласовал выделение ему 10,1 млрд грн. Это втрое больше, чем получил Минздрав. Минсоцполитики планирует выплатить их застрахованным лицам, физическим лицам-предпринимателям и семьям медиков, умерших от COVID-19.
Минэкономики получило от фонда 2,9 млрд грн. В своем запросе оно указало, что эти средства пойдут в фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы для своевременной выплаты помощи.
Много вопросов вызвал недавний перевод из COVID-фонда 2,7 млрд грн МВД. Министерство Авакова планирует потратить их нен на борьбу с вирусом или его последствиями, а на доплаты нацгвардийцям, пограничникам, полицейским и медикам заведений МВД. Наибольшую часть этих средств, 2,2 млрд грн, отдадут Нацполиции.
Несмотря на поддержку правительства и комитета, были противники такого расходования средств.
“В Украине есть такие люди, как Арсен Аваков (глава МВД ), которые в трудные времена готовы забирать последние деньги из бюджета на свои прихоти … МВД у нас финансируется на 100%. Мы будем настаивать на аудите, как МВД распределит эти средства. Время расшевелить это змеиное гнездо “, – заявила председатель фракции “Голос” Кира Рудык.
Также правительство согласовало выделение средств из фонда для Минобразования и Минюста. Аппетиты этих министерств были значительно меньше: 52 млн грн для МОН и 23 млн грн для Минюста.
Педагоги планируют потратить ресурс на возврат средств, уплаченных за проведение пробного ВНО в 2020 году, которое не произошло, а Минюст – на приобретение медицинского оборудования и доплаты медицинским работникам центра здравоохранения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.
Рассмотрения Кабинета министров ждут много других запросов от органов власти.
С запросом на получение денег в правительство обратились шесть ОГА. Они просят средства на профилактику и лечение, доплаты медикам и закупку оборудования.
Лидером по сумме стала Полтавская ОГА, которая попросила 686 млн грн. На втором месте – Харьковская ОГА с 616 млн грн. Ивано-Франковская ОГА просит 446 млн грн, Одесская – 383 млн грн, Черновицкая – 204 млн грн. Самой скромной оказалась Черкасская ОГА – ей не хватает только 36 млн грн.
Среди нерассмотренных запросов – заявки пяти министерств. Больше всего денег из фонда попросило Минсоцполитики, которому уже согласовали предоставление около 10 млрд грн. Там решили попросить еще 15,2 млрд грн на выплаты пенсий, надбавок, повышения к пенсиям, покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.
Минэкономики, которому уже согласовали предоставление 2,9 млрд грн, подало запрос на получение еще около 12 млрд грн. Потратить их хотят на выплаты безработным. Отдельно “экономисты” попросили 18 млн грн на повышение обороноспособности и 15 млн грн на функционирование институтов по продвижению экспорта.
До сих пор не рассмотрен запрос Минкульта, желающий получить почти 2 млрд грн на сохранение и восстановление украинской культуры, развития креативных индустрий и туристической привлекательности регионов. Ждет своего часа просьба МОН о предоставлении 125,6 млн грн на создание безопасных условий проведения ВНО, ЕВИ и ЕФВВ .
Минздрав просит еще 244 млн грн на непрерывное профессиональное развитие врачей и стажировки врачей-интернов. Если сравнить с цифрами, которые просят Минэкономики (12 млрд) и Минсоцполитики (15 млрд), то можно подумать, что с медициной в Украине все в порядке, и страна готова к любому вызову, связанному с COVID-19.
Интересно, что в списке желающих получить средства фигурирует и знаменитое ГУД.
“Создание отдельного фонда “под Минфином” на более чем 60 млрд грн без четко очерченной цели превратися в карманный фонд для любых расходов”, – спрогнозировал еще в мае один из бывших чиновников. Так и произошло.
Последний перл в исполнении чиновников – “притянутый за уши” к борьбе с пандемией ремонт дорог. Похоже, антивирусный фонд окончательно превратился в кошелек для латания дыр в бюджете и удовлетворения политических прихотей.
Офис Президента скрывает, как потрачены деньги олигархов на противодействие COVID-19
Еще один Фонд для противодействие COVID-19 быыл созан под патронатом президента Зеленского, однако и деньгами этого фонда, происходит та же историяя.
Офис Президента отказался раскрывать отчетность своего Фонда по ликвидации последствий COVID-19. Ранее ряд олигархов и бизнесменов, по просьбе президента, внесли в фонд значительные пожертвования. Об этом сообщает Kyiv Post.
В марте президент Владимир Зеленский встретился с бизнесменами и попросил их «скинуться» деньгами в фонд борьбы с коронавируса. Тогда он отметил, что собрать надо около 12-13 миллиардов гривен «на различные лекарственные средства». Удалось же собрать, вроде бы, только 375млн гривен.
В начале мая заместитель Председателя Офиса Президента Кирилл Тимошенко опубликовал отчет о деятельности фонда. По этому отчету, деньги потратили на закупку тестов и средств защиты для медиков. Однако ни источников финансирования, ни поставщиков медоборудования, ни тех учреждений, которые его получили в отчете указано не было.
Журналисты Kyiv Post прислали в Офис Президента запрос с просьбой предоставить перечень спонсоров и данные о закупках. Однако ответы изданию не предоставили, аргументировав это тем, что фонд при Офисе Президента принимал пожертвования от частных лиц и компаний, и поэтому публиковать имена они смогут только с их согласия.
Издание спросило бизнесменов об их взносы. В частности, более 156 000 000 гривен президентский фонд получил от бизнес-группы Виктора Пинчука «Интерпайп», «Мироновский хлебопродукт» Юрия Косюка и от компаний бизнесмена Андрея Ставницера. Еще 28 000 000 гривен поступили от трех бизнесменов из Днепра: Геннадия Буткевича, Евгений Ермакова и Виктора Карачуна – владельцев сети супермаркетов «АТБ». Насиб Гасанов, владелец Vodafone Украины, перечислил в фонд 10 000 000 гривен.
Как отмечает издание Slidstvo.Info, фонд при Офисе Президента получал деньги не напрямую, а через две благотворительные организации. Так, одесский фонд «Корпорация Монстров», как сообщила его основательница Екатерина Ножевников, получил почти 363 миллионов гривен. Основатель фонда «Прайм» Борис Баум, в свою очередь, отметил, что собрал около 50 000 000 гривен.
Всего с этих двух организаций фонд при Офисе Президента получил 413 000 000 гривен. При этом в учреждении отчитались только о 375 000 000 гривен.
Отметим, что на встрече с Зеленским о создании фонда также присутствовали олигархи Игорь Коломойский и Ринат Ахметов, а также бизнесмен Сергей Тигипко. Все трое, как они сообщили изданию, в президентский фонд денег не давали.
Также на встрече Олег Петрашко – заместитель гендиректора агрохолдинга «Укрленфарминг». Он отказался сообщать, предоставлял ли он средства в фонд. К слову, на следующий день после встречи бизнеса с президентом Олег Петрашко был назначен Министром развития экономики, торговли и сельского хозяйства. А уже в июне одно из дел против Бахматюка по решению суда закрыли.