Лидер группы «Приват» нашел способ выдавить льготы из Кабмина
23 марта Окружной административный суд Киева переформатировал отношения Кабинета министров с ПАО «Укрнафта». Для того чтобы это произошло оказалось достаточно признания противоправным всего одного пункта правительственного постановления №364 от 24 апреля 2019 г. Речь идет о положении, регламентировавшем размер базового норматива отчисления чистой прибыли на выплату дивидендов. Так, для компаний госсектора, чья чистая прибыль по итогам 2018 г. превысила 50 млн грн., упомянутый норматив отчисления был установлен в размере 90%. Но с этим расчетом не согласились в «Укрнафта», юристы которой и взялись оспаривать правительственный документ.
В бюрократической части иска говорится о незаконности постановления №364 из-за его противоречия Закону «Об управлении объектами государственной собственности» и Хозяйственному кодексу Украины. Но «понятийная» часть заявления «Укрнафты» на много интереснее. В ней компания указывает, что находится в сложном финансовом положении, которое не было учтено правительственными клерками.
«Кабмин оставил без внимания, что в финансовом отчете компании зафиксирована сумма непокрытого убытка (11,1 млрд грн.). При этом сумма налогового долга без учета штрафных санкций составляла 9 млрд грн. Непокрытый убыток и налоговый долг превышают задекларированную чистую прибыль. Очевидно, что «Укрнафта» находится в тяжелом финансовом состоянии и для выполнения своих обязательств нуждается в значительных средствах», – так звучит позиция нефтедобытчика.
Оперируя этими цифрами, «Укрнафта» недвузначно намекает, что при определении упомянутого норматива отчисления чистой прибыли по отношению к ней было бы разумно сделать исключение. Звучит несправедливо по отношению к другим предприятиям государственного сектора.
Но первым в эту игру начал играть как раз Кабмин. Так, в вышеупомянутом постановлении была своеобразная каста предприятий-«льготников», для которых норматив отчисления был установлен на уровне 30%. В это число попали «Ощадбанк», «Укргидроэнерго», «Укрзализныця» и Объединенная горно-химическая компания. При этом в каждом из случаев причина для установки низкой планки норматива была своя. Например, в случае с «Укргидроэнерго» такое решение было принято «для предотвращения значительного роста тарифов на электроэнергию». А для ОГХК – «с целью капитализации предприятия путем модернизации производства».
В отношениях с Кабмином эту категорию предприятий все устраивало, но это совсем не означало, что «Укрнафта» не получала внешней поддержки. Летом прошлого года, когда этот судебный спор только набирал обороты, на стороне нефтедобытчика выступил государственный НАК «Нафтогаз Украины». Ему, как и «Укрнафте», правительственное постановление №364 предписывало обязательство выплаты 90% чистой прибыли на дивиденды, что в абсолютных цифрах составляло свыше 12 млрд грн. Но чуть позже у Андрея Коболева таки сдались с повинной: в июле 2019-го НАК перечислил в госбюджет всю эту сумму, а позже обратился в суд с инициативой оставить без рассмотрения его иск, дублирующий ключевое исковое требование «Укрнафты» об отмене правительственного постановления №364.
По неподтвержденной информации, поводом для резкой смены настроения у «Нафтогаза» тогда стала предварительная договоренность Коболева о продлении для него контракта. У менеджмента «Укрнафты» такой проблемы нет: эта компания как была, так и остается под контролем группы «Приват». Словом, причин передумать и отозвать свой иск по аналогии «Нафтогаза» у ПАО не было никаких.
Но времена меняются. За последние несколько недель резко упали цены на ключевую продукцию «Укрнафты» – нефть. Это резко обвалило рентабельность предприятия, из-за чего в ПАО уже заявили о возможной остановке производства. Апеллируя к этому положению, «Укрнафта» обратилась к Кабмину с просьбой ввести «налоговые каникулы» для нефтедобывающих компаний. У Дениса Шмыгаля такую просьбу явно не приняли с восторгом, ведь речь фактически идет об отмене уплаты рентных платежей или их снижении с сегодняшней ставки 31%.
Но в свете судебной победы над правительством по вопросу выплаты дивидендов, не мудрено, что стороны пойдут на своеобразный бартер, подразумевающий добровольную выплату «Укрнафтой» почти 6 млрд грн. дивидендов в обмен на налоговые преференции.