В книге украинского олигарховедения основана новая глава. Ее главные герои – скрестившие между собой мечи Виктор Пинчук и Игорь Коломойский.
Несмотря на то что имидж бизнесмена-агрессора в Украине имеет как раз основатель группы «Приват», в этой схватке он выступает в роли защищающейся стороны. Речь идет о том, что подконтрольное Коломойскому ПАО «Укрнафта» оказалось под ковровой бомбардировкой исками со стороны ООО «Интерпайп Украина».
На сегодняшний день речь идет о как минимум четырех таких заявлениях, в каждом из которых истец настаивает на истребовании с ответчика многомиллионных сумм. В общей сложности структура Виктора Пинчука ожидает получить от оппонента больше 110 млн грн. Для «Укрнафты», оперирующей миллиардами гривен, это не конец света.
Но называть претензии «Интерпайп Украина» рядовым хозяйственным спором не поворачивается язык. Во-первых, потому что источники редакции утверждают: от стороны Пинчука стоит ждать новых исков, поскольку размер задолженности «Укрнафты» перед «Интерпайпом» на порядок выше озвученной суммы. Во-вторых, у Виктора Пинчука настроены идти против должника до конца. И дело здесь не в личной неприязни между олигархами из Днепра, а в сложнейшей финансовой ситуации, перед которой оказался зять Леонида Кучмы.
Речь о том, что ООО «Интерпайп Украина» представляет собой точку по реализации продукции Нижнеднепровского, Новомосковского и Никопольского трубных заводов (все – Днепропетровская обл.). Эта тройка предприятий контролируется структурами Виктора Пинчука. Но их объединяет еще одно обстоятельство: за последние несколько месяцев резко ухудшилась дисциплина расчетов основных клиентов этих заводов за производимую ими трубную продукцию, и пока нет никаких предпосылок для того чтобы эта тенденция изменилась.
Почему так? Наверное, сразу есть смысл сказать что с качеством труб «Интерпайпа» это никак не связано. Речь идет о том, что обрушение спроса на трубы является следствием кризиса в нефтегазовом секторе. А он в свою очередь порожден катастрофическим снижением цен. Так, этой весной ставки на голубое топливо начали проваливаться до десятилетнего минимума, а цены на нефть вообще пересекли нулевую отметку и перешли в отрицательную шкалу.
От этого кризиса украинские потребители энергоресурсов ждали адекватного отката и внутри страны. Но никто из местных производителей отдавать бесплатно нефть и газ не стал. Вместо этого добытчики начали кампании по самоспасению. Например, главный потребитель трубной продукции Пинчука государственная «Укргаздобыча» отказалась от программы 20/20, целью которой было наращивание объемов добычи газа, что неминуемо привело к сокращению объемов закупок труб. «С начала 2020 года они («Укргаздобыча» – ред.) уже ничего не закупают», – так у Пинчука комментировали прессе новую страницу отношений с «Укргаздобычей».
Свои отношения с внешним миром пересмотрела и вышеупомянутая «Укрнафта». Там заявили об угрозе финансового коллапса и обратилась в Кабмин за налоговыми льготами. «Цены на нефть марки «Юралс» (главный индикатив для продажи нефти украинского происхождения) упали до уровня 19-23 долларов за баррель, что существенно ниже уровня полной себестоимости нефти «Укрнафты» с учетом рентной платы и других платежей в бюджет. Реализация этого объема сырья по текущим низким ценам приведет к прямым финансовым потерям. При таких условиях производственная деятельность «Укрнафты» становится убыточной, и компании грозит финансовый коллапс и остановка производства», – говорилось в сообщении компании.
Впоследствии «Укрнафта» отозвала это обращение, объяснив решение тем что «понимает и без того сложное положение Кабмина». Но за этой публичной позицией стояли и кулуарные решения. И одним из таких была как раз негласная позиция о полном замораживании расчетов со своими кредиторами. Таким образом, «Интерпайп Украина», являющийся основным поставщиком трубной продукции для «Укрнафты», оказался в ее заложниках.
Но на пассивную роль в этих отношениях у Виктора Пинчука не согласны. По данным «ОЛИГАРХА», во всех вышеупомянутых исках «Интерпайп» ссылается на то, что нефтедобытчик сформировал долг в рамках официальных двусторонних договоров. А при таком фактаже стороне Игоря Коломойского будет крайне непросто доказать правомерность неоплат своему земляку.