Ефимов выпал из цепи

На днях один из крупнейших производителей электроэнергии в стране Славянская ТЭС остановил работу. Таких станций, как эта, в Украине с десяток, поэтому ее «выход из строя» оказался незамеченным энергорынком.

Чего не скажешь об управляющей этим активом компании – ПАО «Донбассэнерго», контролируемой бизнесменом Максимом Ефимовым. В ее собственности это единственная ТЭС, а значит остановка этой станции равносильна выпадению «Донбассэнерго» из числа национальных производителей электроэнергии.

По этому поводу на энергорынке есть разные мнения, и некоторые из них отличаются полярно. Например, источник в НКРЭКУ сообщил, что в «Донбассэнерго» давно предупреждали комиссию о планах приостановить производство электроэнергии, но эти сигналы регулятор игнорировал. «В этих мессиджах больше спекуляции, чем правды. Они хотели повышения своего тарифа и давили на комиссию в меру того как могли давить», – говорит собеседник.

В «Донбассэнерго» подтвердили, что считают недостаточной сегодняшнюю свою тарифную ставку, и объясняют полную остановку производства электроэнергии главным образом экономическим причинами. Но речь идет не о банальной вечной нехватке денег, а об изменившейся ситуации с топливообеспечением Славянской ТЭС, в которую не смогла вписаться управляющая станцией компания.

Дело в том, что эта ТЭС десятилетиями работала на добываемом на территории Донбасса угле-антраците, а после оккупации профильных шахт российскими боевиками в 2015 г., «Донбассэнерго» переключилось на импорт антрацита из России. В такой конфигурации ПАО поддерживало производственную жизнеспособность последние пять лет, но в начале 2020-го решило изменить свою стратегию: на мировых рынках рухнули цены на природный газ, сделавшие его сжигание более экономически выгодным энергетиками, чем потребление угля.

Руководствуясь этой стратегией, «Донбассэнерго» прекратило накопление черного золота на своих складах и с апреля 2020 г. перевело Славянскую ТЭС на потребление газа. Но проработав на голубом топливе считанные недели, компания столкнулась с форс-мажором: газовую заслонку в ее сторону перекрыл «Донецкоблгаз», отвечающий за его распределение по территории региона.

Как удалось выяснить, мотивация «облгаза» была следующей: по итогам мая «Донбассэнерго» исчерпало так называемую заказанную мощность потребления газа, а в таком случае наступает правило начисления дополнительной стоимости превышения годовой мощности.

Руководствуясь этой логикой, «Донецкоблгаз» стал в ежемесячном режиме доначислять «Донбассэнерго» 1 млн грн. за потребленные сверх оговоренных объемы газа.

Соответствующий счет был предъявлен компании Максима Ефимова с истекающей датой 22 июня. «Платить мы отказались, поэтому с 1 июля нас отрезали от трубы. А вернуться к работе на угле не смогли потому, что его на складах было всего ничего», – сообщил собеседник в «Донбассэнерго».

По его сведениям, сейчас энергокомпания готовится отстаивать свою позицию в отношениях с «Донецкоблгазом» в судах.

Сможет ли команда Ефимова достичь цели – пока непонятно. Но то, что на это уйдет не один месяц, гарантированный факт: повышение стоимости услуг газовой компании в случае превышения заказанной годовой мощности предусмотрено в подписанном между «Донецкоблгазом» и «Донбассэнерго» контракте №040-СЛ.

Чем для энергокомпании Максима Ефимова чревата длительная схватка с газовщиками? Во-первых, тем, что она парализует инвестиционный договор «Донбассэнерго» с китайской компанией Dongfang Electric International Corporation, который предусматривает совместную реализацию проекта по реконструкции энергоблока №6 упомянутой Славянской ТЭС.

Но куда важнее то что длительный простой «Донбассэнерго» означает, что ее место на энергорынке займут конкуренты. И первый среди них – группа «ДТЭК» Рината Ахметова, в арсенале которой крупнейший список тепловых электростанций.